Отчет о работе постоянного комитета по бюджету и налогам в 2019 году
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    Отчет о работе постоянного комитета по бюджету и налогам в 2019 году
В 2019 году постоянным комитетом по бюджету и налогам проведено 52 заседания постоянного комитета, из них 4 выездных заседания и 29 тематических заседаний.

Выездные заседания постоянного комитета состоялись:

в Сокольском муниципальном районе 14 мая 2019 года,

в Грязовецком муниципальном районе 13 июня 2019 года,

в Вологодском муниципальном районе 12 декабря 2019 года,

в Череповецком муниципальном районе 13 декабря 2019 года.

На выездных заседаниях рассмотрены вопросы:

О выполнении государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. Об основных проблемах, связанных с изменением межбюджетного регулирования в муниципальном районе. Об опыте работы администрации муниципального района по развитию налогового потенциала муниципального района;

О деятельности контрольно-счетного органа муниципального района по организации контрольной и экспертно-аналитической работы на территории муниципального района;

Об отчете Контрольно-счетной палаты Вологодской области о проведенном контрольном мероприятии на тему: "Проверка использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному району и входящим в его состав сельским поселениям".

Проведены следующие тематические заседания:

1. О рассмотрении проекта государственной программы "Развитие образования Вологодской области на 2021-2025 годы" (28 января 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

2. О рассмотрении государственных программ "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2021-2025 годы" и "Информационное общество - Вологодская область (2021 - 2030 годы)" (6 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

3. О рассмотрении проекта государственной программы "Трудовые ресурсы, занятость населения и безопасный труд" на 2021-2025 годы (21 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по социальной политике);

4. О рассмотрении проекта государственной программы "Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области на 2021-2025 годы" (25 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека);

5. О рассмотрении проекта государственной программы "Развитие физической культуры и спорта Вологодской области на 2021-2025 годы" (26 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

6. О рассмотрении проекта государственной программы "Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 годах" (26 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

7. О рассмотрении проекта государственной программы "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и создание благоприятных условий проживания на 2021-2025 годы" и Об информации Контрольно-счетной палаты Вологодской области к проекту государственной программы "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и создание благоприятных условий проживания на 2021-2025 годы" (27 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

8. О рассмотрении проекта государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021-2025 годы" (27 марта 2019 года совместно с постоянным комитетом по социальной политике);

9. Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Вологодской области (18 апреля 2019 года совместно с постоянным комитетом по социальной политике);

10. О рассмотрении проекта государственной программы "Развитие культуры, туризма и архивного дела Вологодской области на 2021-2025 годы" (22 апреля 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

11. О рассмотрении проекта государственной программы "Разви­тие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы" (25 апреля 2019 года совместно с постоянными комитетами по аграрному комплексу и продовольствию; по экологии и природопользованию);

12. О рассмотрении проекта государственной программы "Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2021-2025 годы" (6 мая 2019 года совместно с постоянными комитетами по социальной политике; по вопросам местного самоуправления);

13. О рассмотрении проекта государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры на территории Вологодской области на 2021-2025 годы" (7 мая 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

14. О рассмотрении проекта государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2021-2025 годы" (22 мая 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

15. О рассмотрении проекта государственной программы "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2021 - 2025 годы" (3 июня 2019 года совместно с постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека);

16. О рассмотрении проекта государственной программы "Совершенствование системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области на 2021-2025 годы" (11 июня 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

17. О рассмотрении проекта государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2021-2025 годы" (26 июня 2019 года совместно с постоянным комитетом по экологии и природопользованию);

18. Об основных показателях проекта закона области об областном бюджете на 2020 год и на плановый период (доходы и расходы областного бюджета, объем государственного долга, программа государственных гарантий) и о рассмотрении государственной программы "Управление региональными финансами Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (8 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления);

19. О рассмотрении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (10 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по экологии и природопользованию);

20. О рассмотрении государственной программы "Развитие лесного комплекса Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (10 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по экологии и природопользованию);

21. О рассмотрении государственных программ "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2020 годы" и "Содействие созданию в Вологодской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (11 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

22. О рассмотрении государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (15 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

23. О рассмотрении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (15 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по аграрному комплексу и продовольствию);

24. О рассмотрении государственной программы "Развитие транспортной системы Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (16 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

25. О рассмотрении государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (16 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по социальной политике);

26. О рассмотрении государственной программы "Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (17 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека);

27. О рассмотрении государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области " в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (21 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);

28. О рассмотрении государственной программы "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (21 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);

29. О рассмотрении государственной программы "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (25 октября 2019 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению).

За 2019 год на заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам рассмотрено 484 вопроса, из них:

- 40 проектов законов области, внесенных Губернатором области;

- 14 проектов законов области, внесенных депутатами Законодательного Собрания области;

- 2 проекта законов области, внесенных прокурором области;

- 3 проекта постановлений Законодательного Собрания области;

- 128 проектов федеральных законов;

- 1 обращение субъектов РФ к Президенту РФ, в Государственную Думу, Правительство РФ;

- 28 отчетов Контрольно-счетной палаты Вологодской области;

- 44 обращения государственных органов и органов местного самоуправления;

- 11 обращения юридических лиц;

- 5 обращения общественных объединений;

- 10 обращений граждан;

- 198 иных вопросов.

Постоянным комитетом по бюджету и налогам организовано проведение публичных слушаний:

- 11 июня 2010 года по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2018 год;

- 19 ноября 2019 года по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".

По итогам проведенных публичных слушаний подготовлены рекомендации в адрес Законодательного Собрания области, Правительства области, органов местного самоуправления.

Постоянный комитет по бюджету и налогам в 2019 году обеспечивал правовое сопровождение следующих законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области, в бюджетной и налоговой сферах (использованы данные из доклада Законодательного Собрания Вологодской области "О состоянии законодательства Вологодской области в 2019 году"):

Бюджетная политика

В 2019 году, как и в предыдущие годы, основой всего бюджетного процесса в Вологодской области был закон области от 19 февраля 2008 года № 1758-ОЗ "О бюджетном процессе в Вологодской области". В течение 2019 года в указанный закон области трижды вносились изменения.

Законом области от 11 июня 2019 года № 4539-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области":

установлен срок (до 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным) направления в Законодательное Собрание и Контрольно-счетную палату области отчета об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года;

предусмотрено направление ежеквартальной отчетности об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в Контрольно-счетную палату области;

предусмотрена обязательность представления в Контрольно-счетную палату области одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета материалов, предусмотренных статьей 32 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области" (за исключением пояснительной записки);

перенесен с 15 мая на 1 июня срок подготовки Контрольно-счетной палатой заключений на годовой отчет об исполнении областного бюджета и на годовой отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

предусмотрено направление поступивших в Законодательное Собрание области проектов государственных программ Вологодской области в Контрольно-счетную палату области для проведения финансово-экономической экспертизы.

Законом области от 1 ноября 2019 года № 4588-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области":

в части 6 статьи 9 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области" исключены положения о том, что законы области о внесении изменений в законодательство Вологодской области о налогах и сборах, законы области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до 25 октября текущего финансового года;

закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области" приведен в соответствие с федеральными законами от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита";

в законе области "О бюджетном процессе в Вологодской области" установлены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета без внесения изменений в закон области об областном бюджете;

урегулированы вопросы передачи полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и предоставлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности органов исполнительной государственной власти области, подведомственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений области.

Законом области от 27 декабря 2019 года № 4631-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области" и установлении особенностей исполнения областного бюджета в 2020 году":

внесены изменения в закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области", предусматривающие отмену действия части 2 статьи 17 и уточнение положений пункта 4 части 4 статьи 23 данного закона области;

установлена возможность направления в объеме неполного использования в 2019 году остатков средств областного бюджета в форме субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов, связанных:

со строительством объектов капитального строительства, капитальным ремонтом, приобретением объектов недвижимого имущества;

с реализацией мероприятий национальных проектов (программ), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

В 2019 году законом области от 4 декабря 2019 года № 4603-ОЗ "О приостановлении действия части 6 статьи 9 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области" до 1 января 2020 года было приостановлено действие части 6 статьи 9 закона области
"О бюджетном процессе в Вологодской области", согласно которой законы области о внесении изменений в законодательство Вологодской области о налогах и сборах, законы области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не позднее дня внесения проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное Собрание области.

2. Наряду с законом области "О бюджетном процессе в Вологодской области" важнейшим нормативным правовым актом области, регулирующим финансовые отношения, является ежегодно принимаемый закон области об областном бюджете. В 2020 году социальная направленность остается приоритетом областного бюджета. По-прежнему в структуре общего объема расходов областного бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную сферу.

На 40-й сессии Законодательного Собрания области созыва 2016-2021 годов был принят закон области от 12 декабря 2019 года № 4625-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".

Основные характеристики областного бюджета на 2020 год:

общий объем доходов в сумме 81 988 941,3 тыс. рублей;

общий объем расходов в сумме 86 817 941,5 тыс. рублей;

дефицит областного бюджета в сумме 4 829 000,2 тыс. рублей.

Основные характеристики областного бюджета на 2021 год:

общий объем доходов в сумме 83 581 248,7 тыс. рублей;

общий объем расходов в сумме 83 071 866,1 тыс. рублей;

профицит областного бюджета в сумме 509 382,6 тыс. рублей.

Основные характеристики областного бюджета на 2022 год:

общий объем доходов в сумме 85 115 616,9 тыс. рублей;

общий объем расходов в сумме 83 183 170,5 тыс. рублей;

профицит областного бюджета в сумме 1 932 446,4 тыс. рублей.

Областной бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сформирован с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных постановлением Правительства области от 7 октября 2019 года № 943.

За основу при формировании областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов принят базовый сценарий социально-экономического развития Вологодской области на среднесрочный период 2020-2022 годов, согласно которому предполагаются:

рост объема валового регионального продукта за 2020 - 2022 годы в среднем на 2,3 % в сопоставимых ценах, или 764,2 млрд. рублей в 2022 году;

рост промышленного производства: в 2020 году – 102,5 % к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2021 году – 101,7 %, в 2022 году – 101,7 %;

сохранение инвестиционной активности (объем инвестиций в основной капитал в 2020 году планируется в размере 166,6 млрд. рублей, в 2021 году – 173,4 млрд. рублей, в 2022 году – 180,5 млрд. рублей).

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета составят в 2020 году 65,9 млрд. рублей, или вырастут к уровню 2019 года на 1,4 млрд. рублей (на 2,2 %). В 2021 и 2022 годах налоговые и неналоговые доходы составят 69,8 млрд. рублей и 73,4 млрд. рублей соответственно.

Структура налоговых и неналоговых доходов в 2020 году характеризуется следующими показателями:

налог на прибыль организаций – 21,4 млрд. рублей (доля в собственных доходах – 32,4 %), налог на доходы физических лиц – 16,6 млрд. рублей (25,3 %), налог на имущество организаций – 11,9 млрд. рублей (18 %), акцизы – 9,1 млрд. рублей (13,8 %), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 2,6 млрд. рублей (4,0 %), платежи при пользовании природными ресурсами – 1,3 млрд. рублей (2,0 %), штрафы, санкции, возмещение ущерба – 0,9 млрд. рублей (1,4 %).

Объем безвозмездных поступлений в областной бюджет составит:

в 2020 году в сумме 16 082,3 млн. рублей;

в 2021 году в сумме 13 782,5 млн. рублей;

в 2022 году в сумме 11 700,3 млн. рублей.

Областной бюджет сформирован программным методом, объем расходов на финансирование государственных программ составит 81,8 млрд. рублей. Доля расходов на реализацию государственных программ в общем объеме расходов областного бюджета в 2020 году составит 97,6 %. В 2020 году планируется реализация 23 государственных программ области.

Расходы на финансирование отраслей социальной сферы в 2020 году составят 55,8 млрд. рублей, или 67 % от общего объема расходов областного бюджета. При формировании расходной части областного бюджета на социальную сферу предусмотрены ассигнования на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании с учетом сохранения достигнутых в рамках указов Президента Российской Федерации 2012 года соотношений 100 % и 200 % к прогнозу среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2020 год в размере 36 995 рублей, на 2021 год – в размере 39 511 рублей, на 2022 год – в размере 42 198 рублей. Расходы на оплату труда категорий работников государственных учреждений бюджетной сферы, не вошедших в указы Президента Российской Федерации, сформированы с учетом индексации в 2020 году на 20 % фондов оплаты труда.

В полном объеме предусмотрены средства на обеспечение публичных нормативных обязательств и социальных выплат отдельным категориям граждан, на реализацию Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области.

Областным бюджетом на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предусмотрены бюджетные ассигнования в 2020 году в сумме 12,5 млрд. рублей, в 2021 году в сумме 15,1 млрд. рублей, в 2022 году в сумме 12,9 млрд. рублей (за 3 года – 40,5 млрд. рублей).

Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2020 году составит 25,5 млрд. рублей.

Областной бюджет на 2020 год сформирован с дефицитом в размере 4,8 млрд. рублей, или 7,7 % от общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Источником финансирования дефицита служат остатки средств областного бюджета на начало 2020 года.

Объем государственного долга на 1 января 2021 года ожидается в размере 14,0 млрд. рублей (21,3 % к плану по налоговым и неналоговым доходам на 2020 год). За 2020 год планируется снизить верхний предел государственного внутреннего долга области на 1,6 млрд. рублей. В связи с досрочным погашением в 2019 году в полном объеме долговых обязательств области по кредитам кредитных организаций расходы на обслуживание государственного долга области существенно сокращены: в 2020 году в сравнении с 2019 годом расходы снизятся с 148,9 млн. рублей до 17,7 млн. рублей, или на 88,1 %.

Планируется дальнейшее сокращение государственного долга – за трехлетний период объем государственного долга будет сокращен на 8,3 млрд. рублей. По итогам 2022 года (на 1 января 2023 года) объем долга составит 7,4 млрд. рублей, или 10 % от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В 2019 году в связи с поступлением средств из федерального бюджета, увеличением доходов областного бюджета с учетом фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета, уточнением расходов областного бюджета изменения в областной бюджет вносились 4 раза:

1) закон области от 22 февраля 2019 года № 4498-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом доходы областного бюджета в 2019 году увеличены на 655,7 млн. рублей за счет федеральных средств на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте
от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Расходы областного бюджета в 2019 году увеличены на 4 488,5 млн. рублей за счет:

увеличения безвозмездных поступлений на 655,7 млн. рублей;

остатков средств на 1 января 2019 года в сумме 3 832,8 млн. рублей.

Законом увеличены бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки гражданам на сумму 1897,2 млн. рублей:

в связи с увеличением с 1 января 2019 года размера ежемесячной денежной выплаты с 750 до 1500 рублей на 1537,5 млн. рублей;

в связи с увеличением с 1 января 2019 года размера ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива с 2 000 до 5 000 рублей (для специалистов, проживающих в сельской местности, и пенсионеров из их числа с 4000 до 5000 рублей) на 117,0 млн. рублей;

в связи с увеличением с 1 января 2019 года ежегодной денежной компенсации на приобретение сжиженного газа с 500 до 1500 рублей на 44,8 млн. рублей;

в связи с выделением с 1 января 2019 года в составе коммунальных услуг компенсации расходов на вывоз твердых бытовых отходов в сумме 197,9 млн. рублей.

Законом запланированы средства муниципальным образованиям области на уличное освещение в сумме 366,3 млн. рублей.

Законом на осуществление капитальных вложений предусмотрены средства в сумме 1865,3 млн. рублей, в том числе на строительство детских садов – безвозмездные поступления из федерального бюджета в размере 655, 7 млн. рублей и софинансирование из областного бюджета в размере 45,6 млн. рублей. Кроме того, законом предусмотрены средства на реконструкцию здания будущей картинной галереи, капитальный ремонт детских садов, объектов культуры и здания аэропорта в городе Великом Устюге, строительство Бабаевской школы искусств и лечебного корпуса Верховажской ЦРБ.

Законом на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности предусмотрено 85,0 млн. рублей, в том числе:

на обеспечение решений, принятых на Градостроительных советах, – 80,9 млн. рублей: ремонт автомобильных дорог местного значения Череповецкого муниципального района – 32,3 млн. рублей, на ремонт улично-дорожной сети п. Вожега – 21,0 млн. рублей, города Харовска – 11,2 млн. рублей, с. Сямжа – 6,1 млн. рублей, с. Устье – 3,0 млн. рублей, п. Чагоды – 7,3 млн. рублей;

в связи с уточнением объема бюджетных ассигнований, исходя из размера фактического поступления транспортного налога с физических лиц за 2018 год, уточнены субсидии на дорожную деятельность в сумме 3,7 млн. рублей (по Грязовецкому, Никольскому, Устюженскому районам и городу Вологде увеличение субсидий, по Нюксенскому району и городу Череповцу уменьшение субсидий);

увеличены субсидии бюджетам муниципальных образований области на обеспечение подъездов к земельным участкам, предоставляемым отдельным категориям граждан, в сумме 0,4 млн. рублей.

Законом увеличены расходы планового периода 2020 и 2021 годов на 1305,5 млн. рублей и 166,5 млн. рублей соответственно. Средства предусмотрены на обеспечение расходных обязательств по долгосрочному государственному контракту области "Завершение строительства комплекса областной детской больницы г. Вологды", на уплату налога на имущество организаций, объектом налогообложения которого являются региональные автомобильные дороги, и на финансирование расходов в соответствии с решениями, принятыми на Градостроительных советах.

С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2019 год утверждены в следующих объемах:

доходы – 71 876 990,1 тыс. рублей;

расходы – 77 000 252,1 тыс. рублей;

дефицит областного бюджета – 5 123 262,0 тыс. рублей;

2) закон области от 1 июля 2019 года № 4553-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом доходы областного бюджета на 2019 год увеличены на 4 294,3 млн. рублей, расходы увеличены на 3 701,8 млн. рублей.

Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета увеличен на 2 813,8 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений – на 1 480,5 млн. рублей.

Уточнение налоговых и неналоговых доходов произошло по двум источникам: по налогу на прибыль организаций – на 2 176,9 млн. рублей (ПАО "Северсталь") и за счет поступлений средств по возмещению ущерба, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, - на 636,9 млн. рублей (в связи с перечислением средств от ООО "Газпроминвест").

С учетом изменений объем безвозмездных поступлений областного бюджета в 2019 году составил 18,0 млрд. рублей.

Расходы бюджета на 2019 год увеличены на 3 701,8 млн. рублей.

Основные расходы в 2019 году предусмотрены на следующие цели:

на финансирование сельского хозяйства в рамках программы развития агропромышленного комплекса области – 530,4 млн. рублей (поддержка молочного животноводства – 480 млн. рублей, федеральные средства – 44,1 млн. рублей);

расходы дорожного фонда увеличены на 527,2 млн. рублей;

на переселение граждан из аварийного жилья – 538,5 млн. рублей, в том числе 517 млн. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

увеличение с 1 января 2019 года на 20 % заработной платы работникам, не указанным в указах Президента РФ, – 265,0 млн. рублей;

на повышение стипендий – 64,2 млн. рублей;

на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения – в сумме 136,2 млн. рублей для погашения кредиторской задолженности;

на строительство детских садов – 341,3 млн. рублей (федеральные средства – 336,5 млн. рублей, областные средства – 4,8 млн. рублей);

на реализацию мероприятий по антитеррористической безопасности в государственных образовательных организациях – 103,6 млн. рублей;

на реконструкцию аэропортового комплекса в городе Великом Устюге – 290,5 млн. рублей (в 2019 и 2020 годах – 421,1 млн. рублей);

на приобретение контейнеров для ТБО – 234,3 млн. рублей;

в целях своевременного проведения конкурсных процедур по заключению муниципальных контрактов предусмотрены ассигнования на объекты в рамках договора пожертвования, заключенного между Правительством области и ООО "Газпром трансгаз Ухта", в сумме 245,2 млн. рублей.

В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга законом предусмотрено погашение в полном объеме коммерческих кредитов в сумме 3 111,3 млн. рублей.

На 1 января 2020 года размер государственного долга области снизится с 18 836,6 млн. рублей до 15 725,3 млн. рублей (27 % от налоговых и неналоговых доходов).

Законом уменьшены расходы на обслуживание государственного долга области в 2019 году на 79,6 млн. рублей, в 2020 году – на 248,3 млн. рублей, в 2021 году – на 81,0 млн. рублей.

В Программе государственных гарантий области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов уменьшается общая сумма предоставленных государственных гарантий области на 49,2 млн. рублей.

Законом также увеличены расходы планового периода 2020 и 2021 годов на 572,1 млн. рублей и 83,1 млн. рублей соответственно. В 2020 году доходная часть областного бюджета составит 69 699,2 млн. рублей, расходная – 71 086,1 млн. рублей, дефицит областного бюджета составит 1 386,9 млн. рублей. В 2021 году доходная часть областного бюджета составит 74 583,4 млн. рублей, расходная – 71 191,3 млн. рублей, профицит областного бюджета составит 3 392,0 млн. рублей.

С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2019 год утверждены в следующих объемах:

доходы – 76 171 271,0 тыс. рублей;

расходы – 80 702 087,5 тыс. рублей;

дефицит областного бюджета – 4 530 816,5 тыс. рублей;

3) закон области от 28 октября 2019 года № 4583-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом доходы областного бюджета в 2019 году увеличены на 8380,9 млн. рублей, расходы – на 3613,4 млн. рублей.

Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2019 году увеличен на 6 330,2 млн. рублей.

Объем безвозмездных поступлений увеличен в 2019 году на 2 050,7 млн. рублей, из них:

дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – на 300,0 млн. рублей;

на обеспечение дорожной деятельности – на 1 559,0 млн. рублей (на строительство объекта "Мостовой переход через р. Шексну в створе ул. Архангельской в г. Череповце. II-IV пусковые комплексы");

на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – на 196,5 млн. рублей;

на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды – на 148,0 млн. рублей.

Расходы областного бюджета в 2019 году увеличены на 3 613,4 млн. рублей, в том числе за счет:

увеличения целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 1 748,6 млн. рублей;

остатков средств на 1 января 2019 года в сумме 1395,5 млн. рублей;

дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов увеличены в сумме 300,0 млн. рублей;

увеличения налоговых и неналоговых доходов на 169,3 млн. рублей.

Основные направления увеличения расходов областного бюджета:

увеличение бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации, в сумме 1 033,2 млн. рублей;

увеличение бюджетных ассигнований на сумму 155,3 млн. рублей на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений;

на предоставление субсидий муниципальным образованиям области на создание условий по организации дошкольного и общего образования – приобретение мебели и учебно-лабораторного оборудования – 144,2 млн. рублей;

на субвенции муниципальным образованиям области на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законом области от 17 декабря 2007 года № 1719-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" – на 65,6 млн. рублей;

на предоставление муниципальным образованиям области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 248,7 млн. рублей;

на организацию уличного освещения в сумме 99,9 млн. рублей в связи с уточнением потребности в средствах;

на предоставление денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в сумме 51,7 млн. рублей.

Также законом уменьшены расходы на обслуживание государственного долга области в 2019 году на 76,5 млн. рублей в связи со сложившейся экономией в результате погашения в полном объеме долговых обязательств области по коммерческим кредитам.

Размер государственного долга области на 1 января 2020 года не меняется и составляет 15,7 млрд. рублей.

Законом также увеличены доходная и расходная части областного бюджета планового периода 2020 и 2021 годов. В 2020 году доходная часть областного бюджета составит 70 465,3 млн. рублей (увеличение на 766,0 млн. рублей), расходная – 72 273,6 млн. рублей (увеличение на 1187,5 млн. рублей).

В 2021 году доходная часть областного бюджета составит 75 483,3 млн. рублей (увеличение на 899,9 млн. рублей), расходная – 72 095,1 млн. рублей (увеличение на 903,8 млн. рублей).

С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2019 год утверждены в следующих объемах:

доходы – 84 552 173,4 тыс. рублей;

расходы – 84 315 524,8 тыс. рублей;

профицит областного бюджета – 236 648,6 тыс. рублей;

4) закон области от 12 декабря 2019 года № 4623-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом доходы областного бюджета в 2019 году увеличены на 275,4 млн. рублей, расходы уменьшены на 1388,2 млн. рублей.

Объем безвозмездных поступлений увеличен в 2019 году на 275,4 млн. рублей. С учетом увеличения объем безвозмездных поступлений составил в 2019 году 20326,4 млн. рублей.

Изменение безвозмездных поступлений в 2019 году произошло по следующим направлениям:

в соответствии с соглашением № 1 от 25 октября 2019 года к Договору пожертвования от 25 мая 2018 года № 359, заключенному ООО "Газпром трансгаз Ухта" и Правительством Вологодской области, предусмотрены безвозмездные поступления от негосударственных организаций в сумме 248,5 млн. рублей;

объем субсидий бюджетам бюджетной системы увеличен на 17,3 млн. рублей;

объем субвенций бюджетам бюджетной системы сокращен на 65,4 млн. рублей;

межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, увеличены на 79,4 млн. рублей.

Расходы областного бюджета в 2019 году уменьшены на 1388,2 млн. рублей, в том числе за счет:

уменьшения объема целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 52,5 млн. рублей;

переноса бюджетных ассигнований с 2019 года на 2020 год в сумме 102,6 млн. рублей за счет средств от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

уменьшения ассигнований, предусмотренных на модернизацию инфраструктуры общего образования за счет субсидии из федерального бюджета, в сумме 964,0 млн. рублей;

уменьшения расходов за счет собственных источников в сумме 439,4 млн. рублей.

Законом предусмотрено увеличение расходов по отдельным направлениям:

на 174,0 млн. рублей в целях обеспечения социально значимых расходов местных бюджетов увеличены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (на разработку проектно-сметной документации, приобретение автотранспорта для поселений, погашение кредиторской задолженности и на другие расходы);

на 90,0 млн. рублей увеличены фонды оплаты труда государственных организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, для обеспечения достижения целевых показателей по заработной плате медицинских работников;

на 7,9 млн. рублей – на предоставление денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в Вологодском муниципальном районе.

С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2019 год утверждены в следующих объемах:

доходы – 84 827 553,4 тыс. рублей;

расходы – 82 927 279,1 тыс. рублей;

профицит областного бюджета – 1 900 274,3 тыс. рублей.

3. В 2019 году во исполнение требований статьи 2645 Бюджетного кодекса РФ законом области от 8 июля 2019 года № 4561-0З "Об исполнении областного бюджета за 2018 год" был утвержден отчет об исполнении областного бюджета в 2018 году.

Бюджетная политика в 2018 году была направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета, укрепление доходной базы областного бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение объема и улучшение структуры государственного долга области.

Доходы областного бюджета за 2018 год составили 76 060,2 млн. рублей, или 106,7 % к годовому плану, что больше чем в 2017 году на 15 926,4 млн. рублей, или на 26,5 %.

В 2018 году в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 64 418,3 млн. рублей, или 107,7 % к плановым назначениям. К уровню прошлого года поступление в областной бюджет увеличилось на 27,3 %, или на 13 820,5 млн. рублей.

В 2018 году налоговые доходы областного бюджета составили 96,5 %, неналоговые – 3,5 %.

Формирование областного бюджета по налоговым доходам в 2018 году в разрезе видов экономической деятельности сложилось следующим образом:

29,5 % – металлургическое производство;

16,2 % – транспортировка и хранение;

11,5 % – бюджетная сфера и государственное управление;

5,9 % – торговля;

5,7 % – строительство и операции с недвижимостью;

4,7 % – химическое производство;

4,7 % – финансовая и страховая деятельность.

Безвозмездные поступления в областной бюджет составили 11 641,9 млн. рублей, или 101,7 % от годовых назначений. Из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в сумме 11 609,2 млн. рублей, или 101,8 % от утвержденных бюджетных назначений. В сравнении с 2017 годом объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета увеличился на 24,9 %, или на 2 136,9 млн. рублей.

Дотации из федерального бюджета поступили в объеме 5 250,3 млн. рублей. Сверх утвержденного в законе области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" объема поступила дотация за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в сумме 396,3 млн. рублей.

В целом поступление субсидий составило 2 791,8 млн. рублей, или 95,9 % к плану. Поступление субвенций составило в сумме 2 915,3 млн. рублей, или 100,4 % к плану.

В ходе исполнения областного бюджета главными задачами являлись обеспечение в полном объеме принятых социальных обязательств, расходов, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения населения, выплаты заработной платы и реализация других социально значимых расходов.

Одним из приоритетных направлений расходной части областного бюджета была реализация указов Президента Российской Федерации, в том числе обеспечение повышения заработной платы работникам бюджетной сферы.

Областной бюджет по расходам за 2018 год исполнен на 96,7 % к утвержденным годовым назначениям. Объем расходов областного бюджета составил 61 558,5 млн. рублей, что выше уровня 2017 года на 8879,9 млн. рублей, или на 16,9 %.

Областной бюджет, как и в предыдущие годы, сохранил социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 41 819,1 млн. рублей, или 67,9 % от общего объема расходов областного бюджета, что выше уровня 2017 года на 6 986,7 млн. рублей, или на 20,1 %.

Удельный вес средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку отраслей экономики в общем объеме расходов областного бюджета, составил 16,7 %. Расходы на государственную поддержку отраслей экономики составили 10 305,5 млн. рублей, что на 786,1 млн. рублей, или на 8,3 %, выше, чем в 2017 году.

Расходы Дорожного фонда составили 6039,2 млн. рублей, или 95,5 % от утвержденных годовых назначений. По сравнению с 2017 годом расходы регионального дорожного фонда области в 2018 году увеличились на 471,9 млн. рублей, или на 8,5 %.

Доля расходов, осуществленных на основе программно-целевых методов финансирования, за 2018 год составила 96,6 % (59 472,7 млн. рублей) от общего объема расходов областного бюджета. В 2018 году реализовывались 23 государственные программы Вологодской области.

Объем государственного долга Вологодской области по состоянию на 1 января 2019 года составил 20 672,1 млн. рублей. Государственный долг области сокращен по сравнению с началом 2018 года на 3 160,3 млн. рублей. По итогам исполнения областного бюджета 2018 года государственный долг области был снижен с 47,1 % до 32,1 % в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

При исполнении областного бюджета были выполнены все протокольные записи, принятые Законодательным Собранием области при утверждении бюджета.

В 2018 году досрочно исполнены обязательства за счет собственных доходных источников по кредитам кредитных организаций со сроками погашения 2020 года на общую сумму 2 010,4 млн. рублей.

Осуществлено рефинансирование банковских кредитов на общую сумму 7 724,2 млн. рублей со средневзвешенной годовой процентной ставкой 9,1 % за счет привлечения кредитов кредитных организаций с годовыми процентными ставками 7,96 %.

В объемах, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, выполнены обязательства за счет собственных доходных источников по реструктуризированным бюджетным кредитам из федерального бюджета в сумме 835,5 млн. рублей.

4. Помимо закона области об областном бюджете важным нормативным правовым актом, регулирующим финансовые отношения в сфере обязательного медицинского страхования, является закон области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее также – фонд, ТФ ОМС).

В 2019 году бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов был утвержден законом области от 6 декабря 2019 года
№ 4615-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
.

Доходы бюджета фонда на 2020 год утверждены в размере 17 487,9 млн. рублей (107,1 % от утвержденного бюджета на 2019 год), на 2021 год – 18 537,8 млн. рублей (106,0 % от плана на 2020 год), на 2022 год – 19 544,9 млн. рублей (105,4 % от плана на 2021 год). Из них:

налоговые и неналоговые доходы на 2020 год – 23,0 млн. рублей, на 2021 год – 24,4 млн. рублей, на 2022 год – 25,7 млн. рублей;

безвозмездные поступления на 2020 год в сумме 17 464,9 млн. рублей, что выше утвержденного уровня 2019 года на 1150,3 млн. рублей, или на 7,1 %, на 2021 год – 18 513,4 млн. рублей, на 2022 год – 19 519,2 млн. рублей.

Расходы бюджета фонда на 2020 год предусмотрены в размере 17 487,9 млн. рублей, на 2021 год – 18 537,8 млн. рублей, на 2022 год – 19 544,9 млн. рублей по следующим направлениям:

(млн. рублей)

Наименование расходов

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

Всего расходов, в том числе:

16 490,4

17 487,9

18 537,8

19 544,9

1. Общегосударственные вопросы (расходы на содержание аппарата)

93,9

97,0

97,0

97,0

2. Здравоохранение, в том числе:

16 396,5

17 390,9

18 440,8

19 447,9

расходы на финансовое обеспечение мероприятий
по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации,
а также по приобретению
и проведению ремонта медицинского оборудования

32,4

23,0

24,4

25,7

расходы на финансовое обеспечение организации ОМС на территории субъекта РФ за счет иных источников в части реализации территориальной программы

6,8

0,0

0,0

0,0

расходы на финансовое обеспечение организации ОМС на территории субъекта РФ
за счет средств для софинансирования медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала

95,8

0,0

0,0

0,0

расходы по оплате медицинской помощи гражданам, застрахованным на территории других субъектов РФ

194,7

208,5

221,0

232,9

расходы на финансовое обеспечение организации ОМС на территории субъекта РФ

16 066,8

17 159,4

18 195,4

19 189,3

Законом установлен размер нормированного страхового запаса фонда:

на 2020 год в сумме 1 027,4 млн. рублей;

на 2021 год в сумме 1 089,04 млн. рублей;

на 2022 год в сумме 1 147,8 млн. рублей.

В состав нормированного страхового запаса фонда включены следующие средства:

(млн. рублей)

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

Размер нормированного страхового запаса фонда, в том числе:

1 027,4

1 089,0

1 147,8

на оплату медицинской помощи гражданам Вологодской области, оказанной вне территории страхования

795,9

843,6

889,2

на оплату медицинской помощи гражданам, застрахованным вне территории Вологодской области

208,5

221,0

232,9

на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования

23,0

24,4

25,7

В 2019 году в связи с поступлением средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, дополнительных доходов бюджета изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования вносились 3 раза:

1) закон области от 8 апреля 2019 года № 4526-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом:

увеличен размер нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (на 2019 год – на 95 761,3 тыс. рублей; на 2020 год – на 270 071,4 тыс. рублей; на 2021 год – на 392 607,6 тыс. рублей). Размер нормированного страхового запаса увеличен за счет средств субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на величину расходов на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;

перераспределены бюджетные ассигнования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов по подразделам расходов классификации расходов бюджетов:

уменьшены на 462,1 тыс. рублей расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;

увеличены на 462,1 тыс. рублей расходы на выплату среднемесячного заработка на период трудоустройства в связи с сокращением штата при проведении организационно-штатных мероприятий;

2) закон области от 11 июня 2019 года № 4549-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" внесены изменения, предусматривающие:

направление остатка средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в размере 154374,0 тыс. рублей на расходы бюджета фонда;

увеличение расходов бюджета фонда на 154 374,0 тыс. рублей;

увеличение размера нормированного страхового запаса фонда на 10 906,6 тыс. рублей;

3) закон области от 12 декабря 2019 года № 4624-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

Законом доходы бюджета фонда на 2019 год увеличены на 6 780,2 тыс. рублей (с 16 336 016,2 тыс. рублей до 16 342 796,4 тыс. рублей) за счет:

поступления денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, в сумме 4 648,9 тыс. рублей,

прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба в сумме 2 131,3 тыс. рублей.

Расходы бюджета фонда на 2019 год увеличены на 6 780,2 тыс. рублей (с 16 490 390,2 тыс. рублей до 16 497 170,4 тыс. рублей) за счет:

увеличения расходов на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2 131,3 тыс. рублей;

увеличения расходов на финансовое обеспечение организаций обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации за счет иных источников в части реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на 4 648,9 тыс. рублей.

Законом также на 6 780,2 тыс. рублей увеличен размер нормированного страхового запаса фонда на 2019 год:

на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 4 648,9 тыс. рублей;

на увеличение расходов на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в сумме 2 131,3 тыс. рублей.

В 2019 году во исполнение требований статьи 149 Бюджетного кодекса РФ законом области от 11 июня 2019 года № 4537-ОЗ "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2018 год" был утвержден отчет об исполнении бюджета указанного фонда в 2018 году.

Бюджет фонда за 2018 год исполнен по доходам в сумме 14 869,3 млн. рублей, или на 99,9 % от годовых плановых назначений, и по расходам в сумме 14 746,8 млн. рублей, или на 98,9 % от годовых плановых назначений, с профицитом в размере 122,5 млн. рублей.

В 2018 году в общем объеме доходов 99,7 % составили безвозмездные поступления (14 828,8 млн. рублей), налоговые и неналоговые доходы составили 0,3 % (40,5 млн. рублей).

По сравнению с исполнением 2017 года доходная база в целом увеличилась на 2 586,5 млн. рублей, или на 21,1 %. Основной рост доходной базы в 2018 году произошел за счет увеличения объема безвозмездных поступлений – на 2 580,6 млн. рублей. Поступление собственных доходов в бюджет фонда к уровню 2017 года увеличилось на 5,9 млн. рублей.

Основную часть налоговых и неналоговых поступлений составили штрафы, санкции, возмещения ущерба – 40,5 млн. рублей. Исполнение по данному доходному источнику составило 161,4 %. Объем доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства составил 1,0 млн. рублей.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 14 828,8 млн. рублей.

Расходы фонда при плане 14 905,5 млн. рублей составили 14 746,8 млн. рублей, или 98,9 %. По сравнению с 2017 годом фактические расходы увеличились на 2 470,2 млн. рублей, или на 20,1 %.

Основными направлениями расходования средств являлись:

расходы на содержание аппарата органов управления фонда – 78,5 млн. рублей (исполнение 99,1 % годовых назначений);

расходы по строке "Здравоохранение" составили 14 668,3 млн. рублей, в том числе:

на оплату медицинской помощи гражданам Вологодской области, оказанной за пределами территории страхования, – 715,1 млн. рублей;

на оплату медицинской помощи гражданам, застрахованным вне территории Вологодской области, – 164,1 млн. рублей;

на финансирование территориальной программы ОМС на территории Вологодской области, – в сумме 14 478,5 млн. рублей, или 99,0 % от годовых назначений, с ростом к 2017 году на 2463,9 млн. рублей, или на 20,5 %, из них:

на оплату медицинских услуг медицинских организаций по территориальной программе ОМС – 13 625,9 млн. рублей (99,0 % от плановых показателей);

на ведение дела страховых медицинских организаций – 137,5 млн. рублей, или 1,0 % от общего объема средств, направленных в страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в размере 122,5 млн. рублей при утвержденном дефиците бюджета фонда в сумме 31,9 млн. рублей. Причиной образования профицита бюджета фонда явилось увеличение остатка средств на счетах ТФ ОМС по сравнению с остатком на начало года.

Остаток средств бюджета ТФ ОМС на 1 января 2018 года составлял 31,9 млн. рублей, на конец отчетного периода – 154,4 млн. рублей.

5. В 2019 году в целях совершенствования межбюджетных отношений в области, а также в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ была уточнена система межбюджетных отношений в области:

закон области от 5 ноября 2019 года № 4599-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области".

Этим законом закон области от 6 декабря 2013 года № 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" приведен в соответствие с Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", а именно:

перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, дополнен такими видами, как субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации;

из методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исключены показатели по бюджетам городских округов;

уточнена формула расчета критерия выравнивания финансовых возможностей сельских поселений;

уточнена формула расчета среднего уровня расчетных налоговых доходов поселений в расчете на одного жителя при определении "отрицательного трансферта" из бюджетов поселений;

уточнена методика расчета налогового потенциала муниципальных районов (городских округов);

из закона исключены понятия "региональный фонд финансовой поддержки поселений", "региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)", "районные фонды финансовой поддержки поселений";

введена процедура заключения Департаментом финансов области соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов с муниципальными районами (городскими округами) – получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (получателям доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);

предусмотрена возможность установления предельного объема нераспределенного резерва субсидий из областного бюджета – до 5 % на первый год планового периода, 10 % для второго года планового периода;

в части расчета единой субвенции закреплена норма, в соответствии с которой законами области должны быть определены порядки формирования и предоставления данной субвенции;

увеличен с 10 % до 15 % предельный уровень иных межбюджетных трансфертов и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам.

6. В 2019 году были приняты законы области, направленные на совершенствование бюджетного законодательства области, приведение этого законодательства в соответствие с федеральным законодательством:

1) законом области от 1 ноября 2019 года № 4595-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 закона области "О Дорожном фонде Вологодской области" часть 1 статьи 2 закона области от 2 сентября 2011 года № 2578-ОЗ "О Дорожном фонде Вологодской области" приведена в соответствие с пунктом 4 статьи 1794 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ), согласно которому в дорожный фонд субъекта Российской Федерации подлежат зачислению доходы бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога (за исключением доходов, установленных законом субъекта Российской Федерации в виде единых нормативов отчислений от транспортного налога в местные бюджеты);

2) было принято три закона области об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов:

закон области от 29 марта 2019 года № 4518-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов";

закон области от 1 июля 2019 года № 4551-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов";

закон области от 1 ноября 2019 года № 4586-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов".

Этими законами во исполнение постановления Правительства РФ от 13 декабря 2017 года № 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" утверждены двадцать четыре дополнительных соглашения к соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Вологодской области.

7. В 2019 году были уточнены отдельные положения законодательства области, регулирующего деятельность Контрольно-счетной палаты Вологодской области:

законом области от 6 февраля 2019 года № 4490-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" статья 6 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" была приведена в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 559-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", которым уточнены требования к гражданам, назначаемым на должности председателя и аудитора контрольно-счетного органа;

законом области от 8 апреля 2019 года № 4520-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Вологодской области" во исполнение положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 566-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлен порядок заключения соглашений между представительными органами муниципальных образований области и Контрольно-счетной палатой Вологодской области о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля;

законом области от 8 апреля 2019 года № 4519-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области":

уточнены полномочия Контрольно-счетной палаты области;

увеличен с пяти рабочих дней до семи рабочих дней срок для подписания акта проверки Контрольно-счетной палаты и подготовки проверяемым органом пояснений и замечаний по данному акту проверки;

предусмотрена норма о подготовке аудиторами Контрольно-счетной палаты письменного заключения на возражения на акт проверки в течение семи рабочих дней с даты поступления таких письменных возражений;

Губернатору области предоставлено право направлять предложения по вопросам и объектам контрольных мероприятий, предусмотренных планом работы Контрольно-счетной палаты области;

установлено, что Контрольно-счетная палата по обращению представительных органов местного самоуправления заключает соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном законом области;

законом области от 2 октября 2019 года № 4574-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 3 закона области "О порядке осуществления стратегического планирования в Вологодской области" закон области от 8 мая 2018 года № 4343-ОЗ "О порядке осуществления стратегического планирования в Вологодской области" дополнен положениями о том, что Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законом области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области";

законом области от 1 ноября 2019 года № 4596-ОЗ "О внесении изменения в статью 8 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" к полномочиям Контрольно-счетной палаты Вологодской области отнесено полномочие по проведению внешнего муниципального финансового контроля, включая внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета, в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с Контрольно-счетной палатой Вологодской области о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля;

законом области от 1 ноября 2019 года № 4584-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Вологодской области и о порядке заключения представительными органами муниципальных образований области соглашений о передаче Контрольно-счетной палате Вологодской области полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля" во исполнение Федерального закона от 26 июля 2019 года № 203-ФЗ "О внесении изменения в статью 2644 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части совершенствования парламентского контроля" установлен порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования области с Контрольно-счетной палатой Вологодской области о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Налоговая политика

В 2019 году произошло значительное увеличение собственной доходной базы областного бюджета, что было бы невозможно без постоянного совершенствования налогового законодательства области. Основной целью налоговой политики в 2019 году было укрепление доходного потенциала Вологодской области за счет создания условий для стимулирования развития предпринимательской деятельности.

1. В 2019 году основными налоговыми вопросами, которым было уделено особое внимание Законодательного Собрания области, стали вопросы предоставления налоговых льгот для субъектов малого и среднего бизнеса, сохранения для граждан льгот по транспортному налогу, предоставления налоговых льгот для организаций воздушного транспорта:

1) законом области от 4 декабря 2019 года № 4605-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 закона области "О налоге на имущество организаций":

на 2020 год на уровне 1 % сохранена ставка налога на имущество для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении административно-деловых, торговых центров и помещений в них, нежилых помещений, используемых в качестве офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

на 2020 год на уровне 0,4 % сохранена ставка налога на имущество для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, находящихся на территориях муниципальных районов, за исключением административных центров районов;

установлена ставка налога на имущество в размере 0,0 % для организаций, осуществляющих розничную торговлю, в отношении объектов розничной торговли с площадью до 200 кв. метров включительно, находящихся на территориях муниципальных районов, за исключением административных центров муниципальных районов;

на 5 лет организации, являющиеся собственниками объектов культурного наследия регионального значения, освобождены от уплаты налога на имущество организаций при условии, что организация осуществит в течение не более двух любых календарных лет, начиная с 1 января 2018 года, вложения в объеме 500 тыс. рублей и более на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

2) законом области от 4 декабря 2019 года № 4606-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 закона области "Об установлении на территории Вологодской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения":

установлена пониженная налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения (4 %, если объектом налогообложения являются доходы; 10 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);

увеличено с 1 до 25 количество видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения;

установлены дополнительные условия применения пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (среднесписочная численность работников, размер среднемесячной заработной платы работников);

3) законом области от 27 декабря 2019 года № 4635-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О транспортном налоге" с 1 января 2020 года снижена ставка транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил с 25 рублей до 15 рублей за 1 лошадиную силу. При рассмотрении указанного закона области фракцией партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" была подготовлена таблица поправок, принятие которой позволило сохранить льготу по транспортному налогу для пенсионеров по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 100 до 150 лошадиных сил;

4) законом области от 27 декабря 2019 года № 4630-ОЗ
"О внесении изменений в закон области "О транспортном налоге"
закон области от 15 ноября 2002 года № 842-ОЗ "О транспортном налоге" был приведен в соответствие с Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации":

отменено действие с 1 января 2021 года положений указанного закона области, определяющих сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами;

установлено, что с 1 января 2021 года для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств транспортный налог будет рассчитываться с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности;

с 1 января 2020 года из указанного закона области исключены положения об обязательном предоставлении налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготу по транспортному налогу;

5) законом области от 27 декабря 2019 года № 4629-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций" имущество организаций воздушного транспорта, зарегистрированных на территории Вологодской области, освобождено от обложения в 2020, 2021 и 2022 годах налогом на имущество организаций.

2. С целью приведения областного налогового законодательства в соответствие с федеральным в 2019 году были приняты:

закон области от 8 мая 2019 года № 4534-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Вологодской области", которым уточнена формулировка пункта "ж" части первой статьи 1 закона области от 30 апреля 2002 года № 781-ОЗ "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Вологодской области";

закон области от 11 июня 2019 года № 4538-ОЗ "О признании утратившими силу законов области "О ставках налога на игорный бизнес" и "О внесении изменения в закон области "О ставках налога на игорный бизнес", которым отменено действие законов области, устанавливавших на территории Вологодской области ставки налога на игорный бизнес.

3. С целью сохранения обеспечения достаточных налоговых поступлений в областной бюджет от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Вологодской области, в 2019 году был принят закон области от 1 ноября 2019 года № 4585-ОЗ "Об установлении на территории Вологодской области коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2020 год". Этим законом во исполнение положений статьи 2271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, на 2020 год в размере 2,19, что позволило сохранить в 2020 году размер налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на уровне 2017 (4 772,0 рублей), 2018 (4 767,0 рублей) и 2019 годов (4 710,0 рублей).


Возврат к списку

Рекомендовать материал