В 2018 году постоянным комитетом по бюджету и налогам проведено 34 заседания постоянного комитета, из них 2 выездных заседания и 12 тематических заседаний.
Выездные заседания постоянного комитета состоялись:
в Кирилловской муниципальном районе 7 июня 2018 года,
в Никольском муниципальном районе 25 октября 2018 года (совместное заседание с постоянным комитетом по регламенту и депутатской деятельности).
На выездных заседаниях рассмотрены вопросы:
О выполнении государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. Об основных проблемах, связанных с изменением межбюджетного регулирования в муниципальном районе;
О деятельности контрольно-счетного органа муниципального района по организации контрольной и экспертно-аналитической работы на территории муниципального района;
Об отчете Контрольно-счетной палаты Вологодской области о проведенном контрольном мероприятии на тему: "Проверка использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному району и входящим в его состав сельским поселениям".
Проведены следующие тематические заседания:
1. Об итогах реализации в 2017 году государственной программы "Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014-2020 годы" (21 июня 2018 года совместно с Общественным советом при Дорожном фонде Вологодской области);
2. О рассмотрении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (9 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по экологии и природопользованию);
3. Об основных показателях проекта закона области об областном бюджете на 2019 год и на плановый период (доходы и расходы областного бюджета, объем государственного долга, программа государственных гарантий) и о рассмотрении государственной программы "Управление региональными финансами Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (9 октября 2018 года);
4. О рассмотрении государственной программы "Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (11 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека);
5. О рассмотрении государственной программы "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (16 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);
6. О рассмотрении государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (16 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по социальной политике);
7. О рассмотрении государственной программы "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (17 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности);
8. О рассмотрении государственной программы "Развитие транспортной системы Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (17 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности и Общественным советом при Дорожном фонде);
9. О рассмотрении государственных программ "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2020 годы" и "Содействие созданию в Вологодской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (18 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);
10. О рассмотрении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области" в рамках проведения "нулевых" чтений проекта закона области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (18 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по аграрному комплексу и продовольствию);
11. О рассмотрении государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014 – 2020 годы в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (19 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению);
12. О рассмотрении государственной программы "Управление региональными финансами Вологодской области" в рамках "нулевых" чтений проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (19 октября 2018 года совместно с постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления).
За 2018 год на заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам рассмотрено 416 вопроса, из них:
- 37 проектов законов области, внесенных Губернатором области;
- 8 проектов законов области, внесенных депутатами Законодательного Собрания области;
- 3 проекта постановлений Законодательного Собрания области;
- 136 проектов федеральных законов;
- 6 обращений субъектов РФ к Президенту РФ, в Государственную Думу, Правительство РФ;
- 31 отчет Контрольно-счетной палаты Вологодской области;
- 48 обращений государственных органов и органов местного самоуправления;
- 3 обращения юридических лиц;
- 3 обращения общественных объединений;
- 8 обращений граждан;
- 133 иных вопросов.
Постоянным комитетом по бюджету и налогам организовано проведение публичных слушаний:
- 19 июня 2018 года по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2017 год;
- 21 ноября 2018 года по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
По итогам проведенных публичных слушаний подготовлены рекомендации в адрес Законодательного Собрания области, Правительства области, органов местного самоуправления.
Постоянный комитет по бюджету и налогам в 2018 году обеспечивал правовое сопровождение следующих законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области, в бюджетной и налоговой сферах (использованы данные из доклада Законодательного Собрания Вологодской области "О состоянии законодательства Вологодской области в 2018 году"):
Бюджетная политика
1. В 2018 году, как и в предыдущие годы, основой всего бюджетного процесса в Вологодской области был закон области от 19 февраля 2008 года
№ 1758-ОЗ "О бюджетном процессе в Вологодской области". В течение
2018 года в указанный закон области дважды вносились изменения.
Законом области от 12 июля 2018 года № 4375-ОЗ "О внесении изменения в статью 19 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области" перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, был дополнен предложениями совета судей Вологодской области вместе с заключением Правительства области, предоставляемыми в случае наличия разногласий в отношении расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей.
Законом области от 4 октября 2018 года № 4395-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области":
закон области "О бюджетном процессе в Вологодской области" дополнен статьей, определяющей порядок представления главным распорядителем бюджетных средств в Департамент финансов области информации о совершаемых действиях, направленных на реализацию Вологодской областью права регресса, либо об отсутствии оснований для предъявления иска о взыскании денежных средств в порядке регресса;
статья 32 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области" дополнена положениями о том, что одновременно с проектом закона области об исполнении областного бюджета представляется аналитическая записка об исполнении бюджетного прогноза за отчетный год.
В 2018 году в целях приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом 11 октября 2018 года № 355-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" был принят закон области от 26 октября 2018 года № 4425-ОЗ "О приостановлении действия части 6 статьи 9 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области". Этим законом приостановлено до 1 января 2019 года действие части 6 статьи 9 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области", согласно которой законы области о внесении изменений в законодательство Вологодской области о налогах и сборах, законы области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до 25 октября текущего финансового года, но не позднее дня внесения проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное Собрание области.
2. Наряду с законом области "О бюджетном процессе в Вологодской области" важнейшим нормативным правовым актом области, регулирующим финансовые отношения, является ежегодно принимаемый закон области об областном бюджете. В 2019 году основная особенность областного бюджета – социальная направленность была сохранена. По-прежнему в структуре общего объема расходов областного бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную сферу.
На 28-й сессии Законодательного Собрания области созыва 2016-2021 годов был принят закон области от 17 декабря 2018 года № 4465-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
Основные характеристики областного бюджета на 2019 год:
общий объем доходов в сумме 71 221 265,6 тыс. рублей (из них налоговые и неналоговые доходы – 55 337 100 тыс. рублей; безвозмездные поступления – 15 864 194,6 тыс. рублей);
общий объем расходов в сумме 72 511 797,7 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета в сумме 1 290 532,1 тыс. рублей.
Основные характеристики областного бюджета на 2020 год:
общий объем доходов в сумме 69 801 601,8 тыс. рублей;
общий объем расходов в сумме 69 208 560,9 тыс. рублей;
профицит областного бюджета в сумме 593 040,9 тыс. рублей.
Основные характеристики областного бюджета на 2021 год:
общий объем доходов в сумме 74 573 249,2 тыс. рублей;
общий объем расходов в сумме 70 941 738,9 тыс. рублей;
профицит областного бюджета в сумме 3 631 510,3 тыс. рублей.
Областной бюджет на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Вологодской области.
Доля программных расходов составляет в 2019 году 97,0 % от общего объема расходов, в 2020 году – 97,4 %, в 2021 году – 99 %.
Бюджет сохраняет свою социальную направленность. 65 % расходов бюджета (41,7 миллиарда рублей) – это расходы на социальную сферу.
При формировании расходной части областного бюджета учитывались следующие приоритеты:
реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
реализация "майских" указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы;
обеспечение расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в результате повышения минимального размера оплаты труда и индексации на 4 % заработной платы работникам бюджетной сферы, непоименованным в "майских" указах Президента России;
первоочередное обеспечение публичных нормативных обязательств и других социальных выплат отдельным категориям граждан;
обеспечение реализации государственных программ области;
обеспечение формирования регионального Дорожного фонда и платежей на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с требованиями федерального законодательства;
увеличение расходов капитального характера по сравнению с 2018 годом;
обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области и поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов с учетом необходимости реализации указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, повышения минимального размера оплаты труда и индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, непоименованным в "майских" указах Президента России, на 4 %;
обеспечение предоставления субвенций муниципальным образованиям области на выполнение отдельных переданных государственных полномочий.
Согласно принятому бюджету в трехлетнем периоде здравоохранение получит 38 миллиардов рублей, образование – 42 миллиарда, культура – 3,7 миллиарда, поддержка сельского хозяйства составит 7 миллиардов рублей, а на дорожную деятельность планируется направить 33,4 миллиарда рублей.
В 2019 году на капитальные вложения направлено более 8 миллиардов рублей. В частности, будет продолжено строительство четырех детских садов в г. Вологде и двух детсадов в г. Череповце. Также дан старт строительству новых дошкольных учреждений в городах Вологде и Череповце, деревне Марфино Вологодского района, школ в городах Череповце и Соколе, бассейнов и ледовых дворцов.
Около одного миллиарда рублей в 2019 году выделено на строительство и ремонт спортивных объектов в городах Вытегре, Соколе, Череповце, Вологде и Кириллове, поселках Шексна, Кадуй, Федотово, Кичменгский Городок и Липин Бор, а также в Устюженском и Череповецком районах.
На Дорожный фонд Вологодской области в 2019 году выделено 9,5 миллиарда рублей, что в полтора раза превышает расходы 2018 года. Самый крупный объект – строительство моста через реку Шексну в Череповце в створе улицы Архангельской.
Почти 190 миллионов рублей выделено на ремонт подъезда к г. Кириллову, а 111 млн. рублей – на капитальный ремонт моста через реку Пельшму в Тотемском районе.
К 1 января 2020 года планируется снизить верхний предел государственного внутреннего долга области на 1 839,1 млн. рублей, с учетом ожидаемой величины внутреннего государственного долга на 1 января 2019 года – 20 675,7 млн. рублей.
К концу 2019 года объем государственного долга области не должен превысить 18 836,6 млн. рублей, в том числе по государственным гарантиям области – 115,8 млн. рублей.
К 1 января 2021 года планируется снизить верхний предел государственного внутреннего долга области на 2 671,0 млн. рублей.
К 1 января 2022 года верхний предел государственного внутреннего долга области планируется снизить на 5 453,3 млн. рублей.
К концу 2021 года объем государственного долга области не должен превысить 10 712,3 млн. рублей, в том числе по государственным гарантиям 115,8 млн. рублей.
В соответствии со статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом области утвержден объем расходов на обслуживание государственного долга области на 2019 год в сумме 345,8 млн. рублей; на 2020 год – 266,0 млн. рублей; на 2021 год – 96,9 млн. рублей (на 2018 год утверждено 962 млн. рублей).
Предоставление государственных гарантий области в 2019-2021 годах законом о бюджете не предусмотрено.
При рассмотрении областного бюджета были приняты две протокольные записи, которыми Правительству области рекомендовано при поступлении дополнительных доходов в процессе исполнения областного бюджета в 2019 году:
1) увеличить поддержку сельского хозяйства по направлению молочного скотоводства не ниже уровня 2018 года;
2) предусмотреть выделение денежных средств муниципальным образованиям области на осуществление полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В 2018 году в связи с поступлением средств из федерального бюджета, увеличением доходов областного бюджета с учетом фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета, уточнением расходов областного бюджета изменения в областной бюджет вносились 4 раза:
1) законом области от 26 марта 2018 года № 4315-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" доходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 386,5 млн. рублей за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. С учетом изменений объем безвозмездных поступлений областного бюджета составил 9 165,0 млн. рублей. Основные суммы:
субвенция на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – на 238,1 млн. рублей;
субвенция на выполнение полномочий Российской Федерации по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка – на 137,9 млн. рублей.
Расходы областного бюджета увеличены на 1 184,5 млн. рублей, в том числе за счет:
увеличения безвозмездных поступлений на 386,5 млн. рублей;
изменения остатков средств на начало 2018 года – на 798,0 млн. рублей, в том числе за счет поступившей в конце 2017 года дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в сумме 404,3 млн. рублей.
Основные направления расходов:
на финансовое обеспечение Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в сумме 170,4 млн. рублей;
на проведение капитальных, текущих ремонтов объектов муниципальных учреждений образования в сумме 201,2 млн. рублей;
в рамках реализации государственной программы "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013-2020 годы" увеличены ассигнования на профессиональную переподготовку лиц, включенных в резерв управленческих кадров, в сумме 32,0 млн. рублей;
увеличены бюджетные ассигнования на реализацию основного мероприятия "Информатизация и обеспечение связью" в рамках подпрограммы "Развитие информационного общества и формирование "электронного правительства" Вологодской области" государственной программы "Информационное общество - Вологодская область (2014-2020 годы)" в сумме 41,8 млн. рублей;
увеличены бюджетные ассигнования в сумме 119,1 млн. рублей на приобретение оборудования, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и аттестацию системы – 112;
увеличены субсидии бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности в связи с уточнением объема бюджетных ассигнований, исходя из размера фактического поступления транспортного налога с физических лиц за 2017 год, в сумме 34,3 млн. рублей;
25,0 млн. рублей предусмотрено на завершение строительства детского сада на 80 мест в г. Устюжне;
в рамках подпрограммы "Физическая культура и массовый спорт" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014-2020 годы" за счет перераспределения с подраздела "Другие вопросы в области физической культуры и спорта" увеличены на 12,2 млн. рублей расходы на строительство школьного мини-стадиона в г. Бабаево и реконструкцию пришкольного стадиона в МОУ "Судская школа № 2" в п. Суде Череповецкого муниципального района в связи с уточнением бюджетной классификации;
на объект "Строительство школы в БОУ ДО ВО "Центр образования, оздоровления детей и развития туризма "Корабелы Прионежья" для приобретения компьютерного оборудования – 10,7 млн. рублей;
на строительство Косковской СОШ Кичменгско-Городецкого района – 24,8 млн. рублей;
на строительство спального корпуса № 5 на территории БОУ ДО ВО "Центр образования, оздоровления детей и развития туризма "Корабелы Прионежья" за счет перераспределения с подраздела "Другие вопросы в области физической культуры и спорта" – 12,1 млн. рублей;
увеличены расходы на 6,9 млн. рублей на предоставление субсидии автономному учреждению "Вологодский институт развития образования" с целью проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов сферы образования (установка металлодетекторов);
100,1 млн. рублей – в целях проведения работ по реконструкции здания по адресу: г. Вологда, ул. Мира, 34, для размещения областной картинной галереи;
3,0 млн. рублей – для проведения ремонтных работ кровли и фасада БУК "Сямженский районный центр культуры" в п. Сямже Сямженского муниципального района;
4,2 млн. рублей – для проведения капитального ремонта МБУ "Сазоновский дом культуры" в п. Сазоново Чагодощенского муниципального района;
на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных денежных выплатах семьям, имеющим детей" в сумме 137,9 млн. рублей;
на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 2965-р – в сумме 238,1 млн. рублей.
В Программе государственных гарантий области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов уменьшена общая сумма предоставленных государственных гарантий области на 793,3 млн. рублей.
С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2018 год утверждены в следующих объемах:
доходы – 58 332 629,5 тыс. рублей;
расходы – 58 295 102,7 тыс. рублей;
профицит областного бюджета – 37 526,8 тыс. рублей;
2) законом области от 29 июня 2018 года № 4365-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" доходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 2330,1 млн. рублей, расходы – на 3308,7 млн. рублей.
Безвозмездные поступления в 2018 году увеличены на 2330,1 млн. рублей, в том числе:
1) за счет поступлений средств из федерального бюджета в сумме 1364,8 млн. рублей:
дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы – 407,2 млн. рублей;
на софинансирование государственных программ, содержащих мероприятия по развитию материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, в сумме 95,7 млн. рублей;
на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", – 0,8 млн. рублей;
на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2018 году, – 518,3 млн. рублей;
на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения – 29,2 млн. рублей;
на финансовое обеспечение дорожной деятельности ("Мостовой переход через р. Шексну в створе ул. Архангельской" в г. Череповце) – 100,0 млн. рублей;
на приобретение медицинского оборудования – 30,0 млн. рублей;
на развитие паллиативной медицинской помощи – 44,1 млн. рублей;
на приобретение передвижных медицинских комплексов для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек – 84,6 млн. рублей;
на приобретение модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек – 12,2 млн. рублей;
на внедрение медицинских информационных систем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, – 37,0 млн. рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасных гидрологических явлений на реках Сухоне и Малой Северной Двине, – 5,5 млн. рублей;
2) в соответствии с Договором пожертвования от 25 мая 2018 года № 359 между ООО "Газпром трансгаз Ухта" и Правительством Вологодской области в сумме 965,3 млн. рублей.
Расходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 3308,7 млн. рублей, в том числе за счет:
дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы – 407,2 млн. рублей;
целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета – 957,6 млн. рублей;
средств пожертвований ООО "Газпром трансгаз Ухта" – 965,3 млн. рублей;
остатков средств на начало 2018 года – 978,6 млн. рублей.
Дополнительные средства направлены на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до 11 163 рублей в сумме 672,7 млн. рублей.
За счет собственных источников также увеличены следующие расходы областного бюджета:
на проведение ремонтных работ в подведомственных государственных учреждениях образования в сумме 69,4 млн. рублей;
на проведение капитального ремонта зданий учреждений культуры в сумме 25 млн. рублей;
на оборудование автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения учреждений образования в сумме 11,4 млн. рублей;
на проведение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической безопасности, в сумме 22,8 млн. рублей;
на предоставление субсидий бюджетному учреждению "Образовательный центр-кадетская школа "Корабелы Прионежья" в сумме 22,2 млн. рублей;
в целях софинансирования средств из федерального бюджета на создание дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях за счет средств областного бюджета – на 77,4 млн. рублей;
на проведение ремонтных работ в зданиях учреждений культуры в сумме 10,4 млн. рублей;
на строительство объектов физической культуры и спорта в сумме 64,8 млн. рублей;
финансовая помощь бюджету г. Вологды в сумме 200 млн. рублей для продолжения строительства школы по ул. Северной и бюджету г. Череповца в сумме 25 млн. рублей на строительство многофункционального центра физкультуры, спорта и здоровья;
на поддержку сельского хозяйства в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" дополнительно выделено 88,1 млн. рублей;
на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения в целях повышения качества питьевой воды, отвечающей обязательным требованиям безопасности, в сумме 18,5 млн. рублей.
В рамках перераспределения расходов Дорожного фонда Вологодской области предусмотрены дополнительные ассигнования на предоставление субсидий органам местного самоуправления на осуществление дорожной деятельности с целью оказания финансовой помощи Великоустюгскому, Вытегорскому, Сокольскому, Шекснинскому районам и городам Вологде и Череповцу в сумме 288,3 млн. рублей.
Средства, поступившие от ООО "Газпром трансгаз Ухта" в сумме 965,3 млн. рублей, направлены на проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт объектов:
на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения Грязовецкому муниципальному району в сумме 75,5 млн. рублей;
на проектирование и строительство объектов твердых коммунальных отходов Великоустюгскому муниципальному району в сумме 160,0 млн. рублей;
на выполнение работ по ремонту участка автодороги "Чекшино-Великий Устюг" до поселка Юбилейный в Тотемском муниципальном районе в сумме 50,0 млн. рублей;
на капитальный ремонт МБОУ "Средняя школа № 2" в г. Грязовце в сумме 30,8 млн. рублей;
на капитальный ремонт здания структурного подразделения "Грязовецкая школа искусств" МБУДО "Центр развития детей и молодежи" в сумме 9,0 млн. рублей;
на проектирование и строительство культурно-досугового центра (районного Дома культуры) в с. Нюксенице в сумме 174,6 млн. рублей;
на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном и открытым стадионом в г. Бабаево в сумме 194,5 млн. рублей;
на проектирование и реконструкцию спорткомплекса в г. Белозерске в сумме 25,4 млн. рублей;
на проектирование и строительство ледового поля в существующем хоккейном корте в г. Грязовце в сумме 32,0 млн. рублей;
на проектирование и строительство навеса (покрытие) ледового катка в с. Нюксенице в сумме 13,5 млн. рублей;
на проектирование и строительство многофункционального спортивного комплекса в п. Шексне в сумме 200,0 млн. рублей.
Кроме того, в целях обеспечения более эффективного расходования бюджетных средств, обеспечения текущей деятельности государственных учреждений области и выполнения функций органами исполнительной государственной власти области законом перераспределены ассигнования между направлениями расходов областного бюджета.
Доходы и расходы областного бюджета на 2019 год увеличены на 655,7 млн. рублей за счет субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях дошкольного образования.
В целях уточнения параметров областного бюджета в связи с тем, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету области на 2019-2020 годы не утверждены законом о федеральном бюджете, законом исключены данные дотации в плановом периоде из доходных источников: в 2019 году в сумме 1 344,9 млн. рублей; в 2020 году в сумме 1 370,2 млн. рублей. Одновременно в этих же объемах в плановом периоде увеличен объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за счет корректировки плановых показателей областного бюджета по налогу на прибыль организаций от ПАО "Северсталь".
С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2018 год утверждены в следующих объемах:
доходы – 60 662 729,0 тыс. рублей;
расходы – 61 603 811,3 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета – 941 082,3 тыс. рублей;
3) законом области от 25 октября 2018 года № 4419-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" доходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 3421,0 млн. рублей, расходы – на 4229,0 млн. рублей, дефицит – на 808,0 млн. рублей.
Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2018 году увеличен на 3,1 млрд. рублей (из них в сумме 2,9 млрд. рублей увеличение по налогу на прибыль организаций).
Безвозмездные поступления в 2018 году увеличены на 317,9 млн. рублей, в том числе предусмотрена дотация из федерального бюджета в сумме 249,2 млн. рублей.
Расходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 4,2 млрд. рублей, в том числе за счет:
увеличения безвозмездных поступлений на 317,9 млн. рублей;
увеличения налоговых и неналоговых доходов на 3,1 млрд. рублей;
остатков средств на начало 2018 года – на 808 млн. рублей.
Расходы увеличены:
на повышение оплаты труда категориям работников, предусмотренных в "майских" указах Президента Российской Федерации, в сумме 829,1 млн. рублей, в том числе дотации местным бюджетам – 110,4 млн. рублей;
на досрочное погашение обязательств по долгосрочному государственному контракту области "Завершение строительства комплекса областной детской больницы г. Вологды" в сумме 1 281,4 млн. рублей;
для обеспечения оплаты расчетов за выполненные работы по объекту "Строительство школы на ул. Северной в г. Вологде" в сумме 444,2 млн. рублей;
на дорожную деятельность в сумме 539,6 млн. рублей (капитальный ремонт подъезда к г. Кириллову в сумме 399,9 млн. рублей; ремонт автомобильной дороги Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг, участок км 132 - км 163 в Нюксенском районе Вологодской области в сумме 139,7 млн. рублей);
по подразделу "Сельское хозяйство" в сумме 279,6 млн. рублей;
на дотации муниципальным образованиям области в сумме 261,5 млн. рублей, из них на обеспечение первоочередных расходов местных бюджетов – 221,3 млн. рублей (сокращение кредиторской задолженности), на разработку проектно-сметной документации – 39,6 млн. рублей;
на восстановление расходов по оплате контракта АПК "Безопасный город" в сумме 144,1 млн. рублей;
на ежемесячную денежную компенсацию расходов и на субсидии гражданам на оплату коммунальных услуг в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2018 года – 144,6 млн. рублей;
для оплаты расчетов за выполненные работы по объекту "Реконструкция двух детских садов в городе Череповце" в сумме 64,5 млн. рублей.
С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2018 год утверждены в следующих объемах:
доходы – 64 083 753,7 тыс. рублей;
расходы – 65 832 789,3 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета – 1 749 035,6 тыс. рублей;
4) закон области от 26 декабря 2018 года № 4466-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" доходы областного бюджета в 2018 году увеличены на 7 194,9 млн. рублей, в том числе за счет поступления налоговых и неналоговых доходов в сумме 7 562,5 млн. рублей, безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 529,4 млн. рублей, поступлений от государственных (муниципальных) организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 2,1 млн. рублей и уменьшения прочих безвозмездных поступлений по договору пожертвования ООО "Газпром трансгаз Ухта" в сумме 899,1 млн. рублей.
Корректировка бюджетных назначений областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам произведена с учетом показателей исполнения доходной части бюджета за январь-ноябрь 2018 года.
Увеличение плановых назначений областного бюджета по налогу
на прибыль организаций составило 5 853,9 млн. рублей. Это обусловлено увеличением поступлений по ПАО "Северсталь" на 5 367,0 млн. рублей, иным налогоплательщикам – на 1 358,6 млн. рублей.
Улучшение финансовых результатов работы субъектов малого и среднего бизнеса повлияло на увеличение поступлений в бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и соответствующую корректировку плановых назначений по данному доходному источнику в сторону увеличения с 1 579,0 млн. руб. до 1 829,0 млн. рублей.
Увеличение плановых показателей по налогу на имущество организаций связано с дополнительным поступлением налога от обложения движимого имущества (увеличение на 1 046,0 млн. руб.) и имущества, входящего в Единую систему газоснабжения (увеличение на 321,1 млн. рублей).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета:
дотации увеличены на 883,1 млн. рублей, субсидии на 0,4 млн. рублей;
субвенции из федерального бюджета уменьшены на 57,0 млн. рублей, иные межбюджетные трансферты на 297,1 млн. рублей.
Расходы областного бюджета в целом уменьшены на 2 195,6 млн. рублей, в том числе:
в связи с уменьшением целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета – на 353,7 млн. рублей;
в связи с уточнением потребности, экономией от проведения конкурсных процедур по расходам за счет собственных источников – на 942,8 млн. рублей, из них экономия расходов на обслуживание государственного долга – 502,9 млн. рублей;
в соответствии с ожидаемым исполнением объемов работ по договору пожертвования ООО "Газпром трансгаз Ухта" – на 899,1 млн. рублей.
Часть дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов направлена на сокращение государственного долга области. В законе учтено досрочное погашение банковских кредитов на 2 010,4 млн. рублей.
Законом объем государственного долга области снижен на 2 263,9 млн. рублей и составил на конец 2018 года 20 675,1 млн. рублей, или 34,6 % от объема налоговых и неналоговых доходов.
С учетом внесенных изменений основные параметры областного бюджета на 2018 год утверждены в следующих объемах:
доходы – 71 278 635,4 тыс. рублей;
расходы – 63 637 160,5 тыс. рублей;
профицит областного бюджета – 7 641 474,9 тыс. рублей.
В 2018 году во исполнение требований статьи 2645 Бюджетного кодекса РФ законом области от 12 июля 2018 года № 4368-0З "Об исполнении областного бюджета за 2017 год" был утвержден отчет об исполнении областного бюджета в 2017 году.
Доходы областного бюджета за 2017 год составили 60 133,9 млн. рублей, или 103,4 % к годовому плану.
В сравнении с аналогичным периодом 2016 года объем доходов увеличился на 4 616,4 млн. рублей, или на 8,3 %.
За 2017 год в областной бюджет поступило налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 50 597,9 млн. рублей, или 104,0 % к годовым бюджетным назначениям.
К уровню 2016 года поступление в областной бюджет увеличилось на 15,7 %, или на 6 876,3 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в налоговых и неналоговых доходах занимает налог на прибыль организаций – 30,5 %. Налог на доходы физических лиц формирует 27,1 % доходной части областного бюджета, налог на имущество организаций – 19,9 %.
В 2017 году налоговые доходы областного бюджета составили 96,3 %, неналоговые – 3,7 %.
Формирование областного бюджета по налоговым доходам в 2017 году в разрезе видов экономической деятельности складывается следующим образом:
20,5 % – металлургическое производство;
17,8 % – транспорт и связь;
7,2 % – химическое производство;
7,4 % – производство напитков;
6,7 % – торговля;
4,0 % – строительство.
Безвозмездные поступления в областной бюджет составили 9 536,0 млн. рублей, или 100,5 % от запланированного годового объема, из федерального бюджета поступило 9 292,3 млн. рублей. В сравнении с 2016 годом объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета снизился на 2 259,9 млн. рублей, или на 19,2 %:
дотации из федерального бюджета поступили в полном объеме (на выравнивание бюджетной обеспеченности – 2 888,4 млн. рублей; на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 394,2 млн. рублей; за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала – 404,3 млн. рублей);
поступление субсидий составило 2 072,1 млн. рублей, или 98,6 % к плану;
поступление субвенций составило в сумме 2 961,9 млн. рублей, или 98,2 % к плану;
иные межбюджетные трансферты поступили в областной бюджет в объеме 582,4 млн. рублей, или 130,0 % от годовых назначений.
Профицит областного бюджета составил 7 455,2 млн. рублей, что выше утвержденных назначений на 2 146,3 млн. рублей, или в 1,4 раза.
В 2017 году были получены бюджетные кредиты из федерального бюджета в целях рефинансирования долговых обязательств области на общую сумму 5 950,7 млн. рублей сроком на пять лет с годовой процентной ставкой 0,1 %. За счет указанных средств досрочно погашены долговые обязательства области по кредитам кредитных организаций со сроками исполнения в 2017 году.
Досрочно исполнены обязательства за счет собственных доходных источников по кредитам кредитных организаций со сроками погашения в декабре 2017 года на общую сумму 902,2 млн. рублей.
В 2017 году осуществлено рефинансирование банковских кредитов на общую сумму 4 831,5 млн. рублей, с годовыми процентными ставками 10,34 %, 12,0 %, 12,5 % и 13,1 % за счет привлечения банковских кредитов со средневзвешенной процентной ставкой 9,6 %.
Осуществлено погашение обязательств по государственным ценным бумагам области на сумму 920,0 млн. рублей.
В полном объеме и в установленные сроки выполнены обязательства по бюджетным кредитам из федерального бюджета в сумме 6 539,5 млн. рублей.
Для погашения государственных долговых обязательств области привлечены кредиты кредитных организаций на общую сумму 2 833,4 млн. рублей.
В 2017 году исполнены гарантированные областью обязательства на общую сумму 1 079,6 млн. рублей.
Изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета составило 827,1 млн. рублей.
Областной бюджет по расходам за 2017 год исполнен на 99,7 % к утвержденным годовым назначениям.
Объем расходов областного бюджета составил 52 678,6 млн. рублей, что выше уровня 2016 года на 1 983,7 млн. рублей, или на 3,9 %.
Областной бюджет в 2017 году сохранил социальную направленность. Доля расходов областного бюджета на социальную сферу составила 66,1 % от общего объема расходов (в 2016 году – 66,4 %).
В ходе исполнения областного бюджета главными задачами являлись обеспечение в полном объеме принятых социальных обязательств, расходов, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения населения, выплаты заработной платы и реализация других социально значимых расходов.
Одним из приоритетных направлений расходной части областного бюджета была реализация "майских" указов Президента Российской Федерации, в том числе обеспечение повышения заработной платы работникам бюджетной сферы.
Расходы на социальную поддержку граждан обеспечивались в соответствии с действующим законодательством области, своевременно и в полном объеме.
Кассовое исполнение расходов осуществлялось в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета и с учетом фактической потребности в средствах на указанные цели.
Доля расходов, осуществленных на основе программно-целевых методов финансирования, за 2017 год составила 93,4 % (49,2 млн. рублей) от общего объема расходов областного бюджета. В 2017 году в области было реализовано 20 государственных программ Вологодской области.
3. Помимо закона области об областном бюджете важным нормативным правовым актом, регулирующим финансовые отношения в сфере обязательного медицинского страхования, является закон области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2018 году бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был утвержден законом области от 5 декабря 2018 года
№ 4454-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
Доходы бюджета Фонда утверждены на 2019 год в размере 16 336 млн. рублей, на 2020 год – 17 577,4 млн. рублей, на 2021 год – 18 732,7 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы законом на 2019 год утверждены в размере 21,5 млн. рублей, на 2020 год – 23,1 млн. руб., на 2021 год – 24,6 млн. рублей. Данные доходы сформированы исходя из утвержденных показателей на 2018 год по прочим поступлениям от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба в сумме 19,5 млн. рублей с применением коэффициентов увеличения объема средств на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования (субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования к уровню предшествующего года: на 2019 год – 1,099, на 2020 год – 1,076, на 2021 год – 1,066).
Безвозмездные поступления на 2019 год утверждены в размере 16 314,6 млн. рублей, что выше уровня 2018 года на 1 466,0 млн. рублей, или на 9,9 %, на 2020 год – 17 554,3 млн. рублей, на 2021 год – 18 708,1 млн. рублей.
Размер субвенции из бюджета Федерального фонда в бюджете Территориального фонда составляет:
на 2019 год – 16 119,9 млн. руб., из них 5 482,5 млн. руб. на неработающее население и 10 637,4 млн. руб. на работающее население;
на 2020 год – 17 344,8 млн. руб., из них 5 693,1 млн. руб. на неработающее население и 11 651,7 млн. руб. на работающее население;
на 2021 год – 18 484,8 млн. руб., из них 5 918,5 млн. руб. на неработающее население и 12 566,3 млн. руб. на работающее население.
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утверждены на 2019 год в размере 194,7 млн. рублей, на 2020 год – 209,5 млн. рублей, на 2021 год – 223,3 млн. рублей (возврат средств за лечение граждан других субъектов Российской Федерации).
Расходы бюджета Фонда утверждены на 2019 год в размере 16 336,0 млн. руб., на 2020 год – 17 577,4 млн. рублей, на 2021 год – 18 732,7 млн. рублей по следующим направлениям:
на содержание аппарата органов управления территориального фонда на 2019 год в сумме 93 877,2 тыс. рублей, на 2020 год – 93 877,2 тыс. рублей, на 2021 год – 93 877,2 тыс. рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год в сумме 21 461,0 тыс. рублей, на 2020 год – 23 092,0 тыс. рублей, на 2021 год – 24 616,1 тыс. рублей;
на оплату медицинской помощи гражданам, застрахованным вне территории Вологодской области, на 2019 год в сумме 194 692,7 тыс. рублей, на 2020 год – 209 489,3 тыс. рублей, на 2021 год – 223 315,6 тыс. рублей;
на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год в сумме 16 025 985,3 тыс. рублей (109,8 % от плана на 2018 год), на 2020 год – 17 250 937,5 тыс. рублей (107,6 % от плана на 2019 год), на 2021 год – 18 390 920,3 тыс. рублей (106,6 % от плана на 2020 год), в том числе:
расходы на оплату медицинских услуг медицинских организаций по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2019 год в сумме 15 089 200,3 тыс. рублей, на 2020 год – 16 242 887,7 тыс. рублей, на 2021 год – 17 316 325,1 тыс. рублей;
оплата медицинской помощи населению Вологодской области, оказанной за пределами территории страхования, на 2019 год в сумме 785 893,0 тыс. рублей, на 2020 год – 845 620,9 тыс. рублей, на 2021 год – 901 431,9 тыс. рублей. Расходы предусмотрены исходя из плановых назначений на 2018 год в сумме 715 098,3 тыс. рублей с применением коэффициентов увеличения объема средств на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования (субвенции из бюджета ФОМС) к уровню предшествующего года: на 2019 год – 1,099, на 2020 год – 1,076, на 2021 год – 1,066;
расходы на ведение дела страховых медицинских организаций на 2019 год в сумме 150 892,0 тыс. рублей, на 2020 год – 162 428,9 тыс. рублей, на 2021 год – 173 163,3 тыс. рублей.
Законом установлен размер нормированного страхового запаса Фонда: на 2019 год в сумме 1 002,0 млн. рублей; на 2020 год в сумме 1 078,2 млн. рублей; на 2021 год в сумме 1 149,3 млн. рублей.
В 2018 году в связи с поступлением средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, дополнительных доходов бюджета изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования вносились 2 раза:
1) законом области от 29 июня 2018 года № 4364-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено:
увеличение доходов бюджета Фонда на 2 628,4 тыс. рублей (с 14 868,1 млн. рублей до 14 870,7 млн. рублей) за счет:
поступления денежных взысканий (штрафов) – 305,9 тыс. рублей;
поступления денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, – 2 322,5 тыс. рублей;
увеличение расходов бюджета Фонда на 34 493,4 тыс. рублей (с 14 868,1 млн. рублей до 14 902,6 млн. рублей) за счет:
увеличения на 5 497,0 тыс. рублей расходов на выплаты персоналу (из них 2 628,4 – за счет штрафов, 2 868,6 – за счет остатков);
увеличения расходов на 12 280,4 тыс. рублей по организации дополнительного профобразования медицинских работников, а также по приобретению и проведению ремонта медоборудования;
на оплату медицинских услуг по завершении расчетов за 2017 год – 16 716,0 тыс. рублей.
С учетом изменений дефицит бюджета Фонда составил 31,8 млн. рублей.
Законом предусмотрено перераспределение средств бюджета Фонда (увеличения плановых значений по коду вида расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" на 43,1 тыс. руб. и коду вида расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" на 60,2 тыс. руб. за счет уменьшения плановой суммы по коду вида расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" на 103,3 тыс. руб.).
Законом увеличен размер нормированного страхового запаса Фонда на 2018 год на 12 280,4 тыс. рублей в связи с увеличением расходов на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профобразования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Размер нормированного страхового запаса Фонда на 2018 год установлен в сумме 924 060,9 тыс. рублей;
2) законом области от 28 декабря 2018 года № 4473-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" доходы бюджета Фонда на 2018 год увеличены на 2 939,4 тыс. рублей (с 14 870 712,9 тыс. рублей до 14 873 652,3 тыс. рублей) за счет:
поступления денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, в сумме 472,0 тыс. рублей;
поступления денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, в сумме 2 467,4 тыс. рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2018 год увеличены на 2 939,4 тыс. рублей (с 14 902 577,9 тыс. рублей до 14 905 517,3 тыс. рублей):
за счет увеличения плановых назначений на финансовое обеспечение организации ОМС на 3 563,5 тыс. руб., в том числе: на оплату услуг медицинских организаций по территориальной программе ОМС на 3 528,2 тыс. рублей и на ведение дела страховых медицинских организаций на 35,3 тыс. рублей;
за счет уменьшения расходов на содержание аппарата органов управления Территориального фонда на 624,1 тыс. рублей.
В 2018 году во исполнение требований статьи 149 Бюджетного кодекса РФ законом области от 29 июня 2018 года № 4361-ОЗ "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2017 год" был утвержден отчет об исполнении бюджета Фонда в 2017 году.
Доходы Фонда за 2017 год исполнены в размере 12 282 786,6 тыс. руб., что составляет 99,9 % от годовых плановых показателей, в том числе:
1) налоговые и неналоговые доходы в сумме 34 582,8 тыс. руб., или 124,1 % от плана на год;
2) безвозмездные поступления в сумме 12 248 203,8 тыс. руб., что составляет 99,9 % от годовых плановых показателей, в том числе:
субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в сумме 12 097 233,5 тыс. руб., или 100,0 % от плана на год;
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление единовременных выплат медицинским работникам, в сумме 17 720,3 тыс. руб., что составляет 95,8 % от плана на год;
прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в сумме 135 602,9 тыс. руб., что составляет 92,8 % от плана на год (возврат средств за лечение граждан других субъектов Российской Федерации);
доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в сумме 1 180,8 тыс. рублей.
Расходы Фонда за 2017 год составили 12 276 578,0 тыс. руб., или 99,7 % от годовых плановых показателей, в том числе:
1) расходы на содержание аппарата органов управления Фонда в сумме 69 420,8 тыс. руб., что составляет 97,9 % от годовых плановых назначений;
2) расходы на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в сумме 18 525,3 тыс. руб., или 65,5 % от объема средств, предусмотренных в бюджете Фонда исходя из плана поступлений;
3) расходы на оплату медицинской помощи гражданам, застрахованным вне территории Вологодской области, составили 135 602,7 тыс. руб., или 92,8 % от плана на год;
4) расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 12 022 958,8 тыс. руб., в том числе:
расходы на оплату медицинских услуг медицинских организаций составили 11 363 035,2 тыс. руб., или 99,9 % от плана на год;
расходы на ведение дела страховых медицинских организаций в размере 112 679,6 тыс. руб., что составляет 1,0 % от общего объема средств, направленных в страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам;
расходы по оплате медицинской помощи гражданам Вологодской области, оказанной за пределами территории страхования, в сумме 547 244,0 тыс. руб., или 100,0 % от плана на год;
расходы на возмещение территориальным фондам других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной федеральными государственными учреждениями гражданам Вологодской области, в сумме 12 350,1 тыс. рублей;
расходы на осуществление единовременных выплат медицинским работникам в сумме 17 720,3 тыс. руб., или 95,8 % от плана на год.
Остаток средств бюджета Фонда на 1 января 2017 года составил 25 656,6 тыс. рублей, в том числе:
3 468,1 тыс. руб. – средства субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования;
12 350,1 тыс. руб. – остаток средств межбюджетного трансферта из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
7 390,4 тыс. руб. – средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
1 039,8 тыс. руб. – средства дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие в декабре 2016 года и в соответствии с нормативными документами подлежащие возврату в бюджет ФОМС;
1 408,2 тыс. руб. – прочие поступления в бюджет Фонда.
4. В 2018 году было продолжено совершенствование межбюджетных отношений в области. Для этого в закон области от 6 декабря 2013 года № 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" дважды вносились изменения:
1) законом области от 4 октября 2018 года № 4394-ОЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 9 закона области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" закон области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" дополнен положениями о том, что субсидии местным бюджетам из областного бюджета, предоставляемые на конкурсной основе, распределяются Правительством области;
установлены сроки заключения соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам;
закреплены в законе области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" положения о том, что иные межбюджетные трансферты могут предоставляться местным бюджетам в случае поступления из федерального бюджета дотаций;
2) законом области от 10 декабря 2018 года № 4461-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" введена норма о предоставлении бюджетам муниципальных образований области единой субвенции, которая объединяет субвенции, предоставляемые из областного бюджета муниципальным образованиям на администрирование выполнения отдельных государственных полномочий;
из формулы оценки расходных обязательств консолидированного бюджета муниципального района (городского округа) исключены прогнозируемые расходы муниципальных образований на выплату заработной платы;
в законе области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" закреплены положения о том, что увеличение объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов осуществляется только муниципальным образованиям, обеспечившим достижение максимального значения фактического показателя достижения показателей, характеризующих уровень управления муниципальными финансами, за отчетный финансовый год.
5. В 2018 году были приняты законы области, направленные на совершенствование бюджетного законодательства области, приведение этого законодательства в соответствие с федеральным законодательством:
1) дважды вносились изменения в закон области от 2 сентября 2011 года № 2578-ОЗ "О Дорожном фонде Вологодской области":
законом области от 4 октября 2018 года № 4409-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О Дорожном фонде Вологодской области" статья 1 базового закона области дополнена положениями о том, что средства Дорожного фонда Вологодской области могут использоваться в целях организации дорожного движения;
законом области от 19 июля 2018 года № 4380-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О Дорожном фонде Вологодской области" базовый закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в статью 1794 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов", которым с 1 января 2019 года доходы в виде денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения отнесены к доходам дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
2) было принято два закона области об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов:
законом области от 21 марта 2018 года № 4313-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов" на основании подпункта "з" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531, были утверждены восемь дополнительных соглашений о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов. В соответствии с заключенными дополнительными соглашениями проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам путем предоставления рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу на период с 2018 по 2024 год включительно со следующими сроками погашения: в 2018-2019 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2020 году в размере 10 процентов суммы задолженности, в 2021-2024 годах равными долями по 20 процентов суммы задолженности ежегодно – с возможностью ее досрочного погашения;
законом области от 28 декабря 2018 года № 4472-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к отдельным соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов" во исполнение постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 года № 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" утверждены дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования от 19 июля 2011 года № 01-01-06/06-145 и от 15 апреля 2010 года № 01-01-06/06-101;
3) законом области от 5 марта 2018 года № 4301-ОЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 8 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" часть 2 статьи 8 закона области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" была приведена в соответствие со статьей 2661 Бюджетного кодекса Российской Федерации (уточнены объекты государственного (муниципального) финансового контроля).
Налоговая политика
В 2018 году произошло значительное увеличение собственной доходной базы областного бюджета, что было бы невозможно без постоянного совершенствования налогового законодательства области. Эта работа была продолжена и в 2018 году.
1. В 2018 году особое внимание Законодательное Собрание области уделяло вопросам предоставления налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности:
1) законом области от 26 октября 2018 года № 4423-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" реализовано полномочие Вологодской области по введению на территории региона инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, установленное статьей 2861 Налогового кодекса РФ.
Согласно Налоговому кодексу РФ инвестиционный налоговый вычет – это право налогоплательщика уменьшать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, на сумму не более 90 % расходов на приобретение, создание, модернизацию, реконструкцию, достройку, техническое перевооружение основных средств. При применении инвестиционного вычета в отношении объекта основных средств налогоплательщик не вправе в отношении этого объекта применять "амортизационную премию" и начислять амортизацию.
Законом право на применение инвестиционного налогового вычета предоставлено вновь образованным организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, при осуществлении инвестиций в основные средства в объеме более 50 миллионов рублей. Размер вычета определен на уровне 50 % расходов на приобретение, создание, модернизацию, достройку, техническое перевооружение основных средств, предусмотренных инвестиционным соглашением. Размер ставки налога на прибыль организаций для определения предельной величины вычета предусмотрен на уровне 5 %.
Применение вычета с указанными параметрами позволит инвестору уменьшать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет области, на сумму 50 % расходов на приобретение, строительство (модернизацию) основных средств, предусмотренных инвестиционным соглашением, в течение 5 последовательных лет. При этом он будет обязан уплатить налог на прибыль в бюджет области по ставке 5 %.
Действие закона распространяется на организации, заключившие инвестиционные соглашения после 1 января 2019 года;
2) законом области от 26 октября 2018 года № 4422-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области о налогах" уточнены действующие и введены новые налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
Этим законом внесены изменения в законы области в отношении следующих налогов:
налога на имущество организаций;
транспортного налога;
налога на прибыль организаций.
Согласно закону льготы по налогу на имущество организаций будут предоставляться категориям организаций, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в том числе:
вновь образованные организации и филиалы (это организации с регистрацией в Вологодской области не более чем за три года на дату подачи заявки для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов) в отношении приобретенных и построенных основных средств.
До принятия закона области на филиалы организаций, открытые в области, льгота не распространялась.
Законом также увеличен срок применения льготы с одновременным снижением порогового значения инвестиций для организаций с небольшим объемом вложений: трехлетней льготой смогут пользоваться организации с инвестициями свыше 50 до 500 млн. рублей.
Предусмотренный действующим законодательством подход к предоставлению льгот при инвестициях свыше 500 млн. рублей сохраняется.
При инвестициях от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей льгота предоставляется на 4 года, в течение первых 3 лет льгота составляет 100 % суммы налога, в 4 году – 50 %.
При инвестициях свыше 1 млрд. рублей льгота предоставляется на 5 лет, в течение первых 3 лет льгота составит 100 % суммы налога, в 4-5 годах – 50 %.
Для указанной категории организаций снижается также со 100 млн. рублей до 50 млн. рублей значение минимального объема инвестиций, требуемого для применения льготы по транспортному налогу на срок 3 года. Таким образом, как и по налогу на имущество, организации с инвестициями свыше 50 до 500 млн. рублей смогут применять трехлетнюю льготу по транспортному налогу.
Действующие организации, реализующие проекты с инвестициями свыше 100 млн. рублей в определенных законодательством отраслях, – в отношении построенных, приобретенных, модернизированных основных средств, с применением "зонального" подхода при определении срока льготы.
До принятия закона области для получения льгот инвестор должен был осуществить модернизацию (реконструкцию) основных средств с коэффициентом инвестиционных вложений от 0,9 и увеличением остаточной стоимости средств не менее чем на 100 млн. рублей и (или) построить новый производственный объект стоимостью не менее 100 млн. рублей. Льгота предоставлялась на 2 года. При этом от инвестора требовались значительные вложения при минимальном периоде льготирования. Льгота не распространялась на инвесторов, которыми приобретены новые основные средства. Не учитывались территориальные условия ведения бизнеса.
В связи с этим законом льгота была усовершенствована.
Теперь получать льготу сможет инвестор, который осуществил модернизацию (реконструкцию) существующих основных средств не менее чем на 100 млн. рублей и (или) приобрел (построил) основные средства стоимостью не менее 100 млн. рублей.
Срок льготы увеличен и составляет от 5 до 8 лет в зависимости от объема инвестиций и места реализации проекта.
Впервые применен "зональный" подход при установлении сроков льгот, позволяющий учесть территориальные особенности ведения бизнеса.
Муниципальные районы и городские округа области разделены на 3 категории. В первую категорию вошли города Вологда и Череповец, Вологодский, Череповецкий и Шекснинский районы. В отдельную группу выделены "восточные" районы области (Бабушкинский, Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Нюксенский, Тарногский, Тотемский). Остальные районы вошли в третью группу.
Наибольшая поддержка будет оказываться инвесторам "восточных" районов, находящихся в связи с удаленностью от центра в менее выгодных экономических условиях ведения бизнеса по сравнению с другими муниципалитетами области.
Законом сохранено право инвесторов при осуществлении модернизации (реконструкции) основных средств применять сниженные ставки налога на имущество организаций.
Налог уплачивается по ставке 1,5 % при модернизации (реконструкции) с коэффициентом от 0,3 до 0,6 и по ставке 1 % – с коэффициентом от 0,6 до 0,9 при условии, если остаточная стоимость основных средств в результате модернизации (реконструкции) увеличилась не менее чем на 100 млн. рублей.
Увеличен срок применения сниженных ставок. До принятия закона области был двухлетний срок применения ставок. Законом предусмотрено снижение ставок на срок предоставленной налоговой льготы (от 5 до 8 лет).
Действующие инвесторы с особо крупными проектами. Это организации, реализующие проекты с объемом инвестиций свыше 7 млрд. рублей.
До принятия закона области льгота была доступна лишь для организаций с объемом инвестиций свыше 30 млрд. рублей и только в отношении построенных новых производственных объектов. Льгота предоставлялась на 5 лет, при этом в первые три года инвестор пользуется льготой в размере 100 % суммы налога, в последующие годы – 50 %.
Законом действие льготы расширено. Помимо организаций, построивших основные средства, льготой смогут воспользоваться инвесторы, осуществившие модернизацию (реконструкцию) существующих основных средств с коэффициентом инвестиционных вложений от 0,9 и (или) приобретение новых средств.
Пятилетний срок действия льготы сохранен, но сняты ограничения по ее размеру, льгота будет предоставляться в объеме 100% суммы налога.
Также законом инвесторам, реализующим особо крупные инвестиционные проекты, предоставлено право применять сниженные ставки налога на имущество организаций.
Налог будет уплачиваться по ставке 1,5 % при модернизации (реконструкции) с коэффициентом от 0,3 до 0,6 и по ставке 1 % – с коэффициентом от 0,6 до 0,9 при условии, что остаточная стоимость основных средств в результате модернизации (реконструкции) увеличилась не менее чем на 100 млн. рублей.
Сниженная ставка действует в течение срока, на который предоставлена налоговая льгота (5 лет).
Действующие организации, реализующие проекты с инвестициями свыше 10 млн. рублей до 100 млн. рублей в определяемых Правительством области видах деятельности, – в отношении построенных, приобретенных, модернизированных основных средств.
Данная категория организаций впервые будет получать налоговую льготу. Цель льготы – привлечь инвестиции в муниципальные образования области, что даст реальную возможность для осуществления модернизации (реконструкции) существующих производств.
Льгота будет предоставляться на срок от 3 до 6 лет в зависимости от объема инвестиций и места реализации инвестиционного проекта.
Инвесторы городов Вологда, Череповец, Вологодского, Череповецкого и Шекснинского районов освобождаются от налога сроком:
на 3 года при объеме инвестиций до 30 млн. рублей;
на 3,5 года при объеме инвестиций свыше 30 млн. рублей до 70 млн. рублей;
на 4 года при объеме инвестиций свыше 70 млн. рублей до 100 млн. рублей.
При указанных выше параметрах инвестиций освобождаются от налога:
соответственно на 4 года, 4,5 года и 5 лет инвесторы Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Вытегорского, Грязовецкого, Кадуйского, Кирилловского, Междуреченского, Сокольского, Сямженского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского районов;
соответственно на 5 лет, 5,5 лет и 6 лет инвесторы Бабушкинского, Великоустюгского, Кичменгско-Городецкого, Никольского, Нюксенского, Тарногского, Тотемского районов.
Законом также установлен порядок предоставления и прекращения налоговых преференций.
Как и по ранее действующему законодательству сниженные ставки будут предоставляться только в отношении имущества и транспортных средств, предусмотренных инвестиционным соглашением, заключенным с Правительством области.
Сохранены предусмотренные законодательством области основания, при которых инвестор утрачивает право на льготу (сниженную ставку):
в случае расторжения инвестиционного соглашения;
в случае отклонения годового суммарного значения объема налоговых поступлений от организации в консолидированный бюджет области более чем на 30 % в меньшую сторону от годового суммарного значения плановых показателей, указанных в инвестиционном соглашении.
Законом введено также дополнительное основание для прекращения права на льготу – передача другим лицам во временное владение или во временное владение и пользование основного средства до истечения срока, на который предоставлена льгота.
Закон вступил в силу с 1 января 2019 года и применяется в отношении налогоплательщиков, инвестиционные проекты которых включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов после 1 ноября 2018 года.
2. С целью приведения областного налогового законодательства в соответствие с федеральным законодательством в 2018 году был принят закон области от 31 января 2018 года № 4297-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О ставках налога на игорный бизнес". Этим законом в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 354-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлены:
ставки налога на игорный бизнес в размере 3 млн. рублей за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы и за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
ставки налога на игорный бизнес в размере 14 тыс. рублей за один пункт приема ставок тотализатора и за один пункт приема ставок букмекерской конторы.
В Вологодской области зарегистрировано 16 пунктов приема ставок букмекерской конторы. Ранее налоговая ставка для них составляла 7 тысяч рублей в месяц. Повышение ставки на 7 тысяч рублей позволит привлечь в областной бюджет дополнительно порядка 1,1 миллиона рублей в год.
3. С целью сохранения обеспечения достаточных налоговых поступлений в областной бюджет от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Вологодской области, в 2018 году был принят закон области от 4 октября 2018 года № 4389-ОЗ "Об установлении на территории Вологодской области коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2019 год". Этим законом во исполнение положений статьи 2271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации на 2019 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда области, в размере 2,27. На 2016 год был установлен коэффициент в размере 2,32, на 2017 год – 2,45, на 2018 год – 2,356. Принятие данного закона позволило сохранить размер налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на уровне 2017 и 2018 годов – 4767 рублей в месяц.
4. В 2018 году было реализовано полномочие Вологодской области по снижению налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотренное статьей 34620 Налогового кодекса РФ. Законом области от 26 октября 2018 года № 4424-ОЗ "Об установлении на территории Вологодской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевых продуктов, при условии, что доля доходов от указанного вида деятельности составляет в общем объеме доходов налогоплательщика не менее 50 %, была снижена налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения:
с 6 % до 5 % – если объектом налогообложения являются доходы;
с 15 % до 12 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Законом установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение пониженных налоговых ставок за налоговый период, если:
на начало такого налогового периода в отношении данного налогоплательщика введена процедура банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
на конец такого налогового периода налогоплательщик имеет задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в консолидированный бюджет области;
на конец такого налогового периода налогоплательщик не перечислил в полном объеме начисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Размер государственной поддержки в виде налоговой льготы оценивается в размере в 10,6 млн. рублей в год.
Другие законы.
Закон области от 10 декабря 2018 года № 4463-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей" наделил органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области отдельными государственными полномочиями по предоставлению единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете для индивидуального жилищного строительства в уполномоченных органах местного самоуправления в соответствии с законом области "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области".
Закон области от 5 декабря 2018 года № 4453-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" привел методику расчета годового объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствие с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 года № 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 169".