ОТЧЕТ
о работе постоянного комитета
Законодательного Собрания области
по социальной политике за 2017 год
Деятельность постоянного комитета Законодательного Собрания области по социальной политике осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы Законодательного Собрания области на 2017 год, Планами мероприятий Законодательного Собрания области, планами работы постоянного комитета по социальной политике.
За указанный период комитетом проведено 28 заседаний, из них 6 тематических, 7 других мероприятий (рабочие совещания, заседания рабочих групп).
Комитетом рассмотрено 521 вопрос, в том числе:
60 проектов законов области (в том числе: внесенных Губернатором области – 34; депутатами Законодательного Собрания области – 24);
150 проектов федеральных законов,
19 обращений субъектов Российской Федерации к Президенту РФ, в Государственную Думу РФ, Правительство РФ,
1 протест прокурора области,
2 отчета Контрольно-счетной палаты Вологодской области,
81 обращение,
198 других вопросов.
В 2017 году деятельность комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области.
Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной исполнительной власти области, органами местного самоуправления, прокуратурой Вологодской области, Общественной палатой Вологодской области, областными общественными организациями инвалидов, областным советом ветеранов, региональной общественной организацией профсоюзов, Вологодским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Вологодским региональным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.
I. Правотворческая деятельность.
Депутатами – членами постоянного комитета внесены в порядке законодательной инициативы и приняты на сессии Законодательного Собрания области 6 законов области:
1. "О внесении изменения в статью 2 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области";
2. "О внесении изменений в отдельные законы области";
3. "О внесении изменений в статьи 1 и 3 закона области "О регулировании некоторых вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
4. "О внесении изменения в статью 3 закона области "О специальном жилом доме для одиноких престарелых";
5. "О внесении изменения в статью 3 закона области "Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд";
6. "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий в сфере социального обслуживания между органами государственной власти области";
а также 3 проекта федеральных законов:
1. "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2. "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
3. "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
II. Формы работы постоянного комитета.
1. Основной формой работы комитета являются заседания комитета, проводимые перед коллегией Законодательного Собрания области и сессией Законодательного Собрания области. На заседаниях в течение 2016 года рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения как членами комитета, так и иными субъектами права законодательной инициативы.
На заседаниях комитета особое внимание было уделено таким вопросам социальной сферы, как:
предоставление социальных услуг;
воспитание детей в учреждениях для детей-сирот и в приемных семьях;
организация отдыха, оздоровления и занятости детей;
присвоение звания "Ветеран труда";
предоставления жилых помещений в специальных жилых домах;
увеличение финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Тематические заседания:
По итогам заседания, проведенного в январе на тему "Об итогах мониторинга правоприменения закона "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области", депутаты приняли решение о подготовке трех законодательных инициатив в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В марте совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности проведено заседание на тему "Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг на территории Вологодской области. Реализация закона Вологодской области "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области" в части предоставления социальных услуг. Механизм предоставления услуг, возникающие проблемы и пути их решения". По итогам заседания принято решение:
1.Рекомендовать Правительству области:
рассмотреть вопрос о необходимости расширения участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, в том числе в сфере социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджета;
провести обучающий семинар с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций области, готовыми предоставлять социальные услуги населению области, в том числе в сфере социального обслуживания населения, при условии бюджетного финансирования;
рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот и преференций социально ориентированным некоммерческим организациям;
организовать проведение мониторинга для определения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций области, разработать критерии оценки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Рекомендовать Департаменту социальной защиты населения области:
провести широкую информационно-разъяснительную работу среди населения области для привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к исполнению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения области и включения их в реестр поставщиков социальных услуг;
обеспечить проведение постоянной консультативной работы для руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций, как уже работающих в сфере социального обслуживания населения области, так и тех, кто готов приступить к такой работе, с целью открытия им доступа к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета.
3. Рекомендовать Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций области:
обеспечить организацию системной работы с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций области;
создать координационный Совет социально ориентированных некоммерческих организаций области для улучшения взаимодействия между организациями, обмена опытом работы, решения возникающих проблем.
В мае совместно с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению проведен круглый стол на тему "О внедрении федеральных государственных образовательных стандартов при организации инклюзивного образования".
В июне 2017 года совместно с постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека проведено заседание на тему "О проблемах правового регулирования ресоциализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы". По итогам заседания депутаты предложили:
Уполномоченному по правам человека в Вологодской области:
совместно с Правительством Вологодской области проанализировать практику реализации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и представить соответствующую информацию в Законодательное Собрание области;
сформировать и организовать деятельность общественного координационного совета из профильных и заинтересованных НКО, целью которого будет работа по обеспечению правовой и социальной защиты граждан, освободившихся из мест лишения свободы и других категорий, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации;
Департаменту социальной защиты населения области совместно с подведомственными организациями и социально ориентированными некоммерческими организациями с привлечением участников общественного движения "Калина красная" уделить особое внимание работе с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы, выступив координатором этой деятельности;
Общественной палате Вологодской области привлечь к открытому обсуждению проблемы ресоциализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы, все заинтересованные организации и граждан. Подготовить по результатам обсуждения предложения по совершенствованию социальной политики по указанной проблеме;
Правительству области:
- в целях оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, их родственникам и членам семей рассмотреть вопрос о возможности создания центра реабилитации, социальной адаптации и ресоциализации;
- определить орган исполнительной власти области, уполномоченный на координацию межведомственного взаимодействия в формировании условий для социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
По итогам проведенного в сентябре заседания комитета по вопросу "О реализации закона Вологодской области "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" был подготовлен законопроект "О внесении изменения в статью 3 закона области "О специальном жилом доме для одиноких престарелых".
В ноябре 2017 года депутаты провели заседание на тему "Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательный аспект". По итогам заседания Правительству Вологодской области рекомендовано:
рассмотреть вопрос о возможности увеличения размера расходов на личные нужды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренного постановлением Правительства Вологодской области от 2 декабря 2013 года № 1214;
рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в закон Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления в случае, если в квартире, долевым собственником которой является ребенок-сирота, проживают иные граждане;
рассмотреть вопрос о целесообразности включения в договор о приемной семье отдельного пункта, предусматривающего ответственность приемного родителя, опекуна (попечителя) за своевременную оплату жилого помещения и отопления (доли ребенка по оплате жилого помещения и отопления) за квартиру, собственником (владельцем долевой собственности) которой является подопечный ребенок, (за квартиру, в которой зарегистрирован ребенок).
В октябре-ноябре депутаты рассматривали совместно с депутатами постоянного комитета по бюджету и налогам государственные программы профильных департаментов.
По итогам проведенного мониторинга правоприменения и тематического заседания комитета по вопросу "О реализации закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области". Проблемы, пути их решения" подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в указанный закон области.
3. С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов комитетом проводились заседания рабочих групп и совещания.
4. В течение 2017 года комитетом проведен мониторинг практики применения законов области от 26 января 2006 № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" и от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ "О добровольческой деятельности в Вологодской области", а также завершен мониторинг правоприменения закона области "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области".
В рамках мониторинга комитетом проведены следующие мероприятия:
анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере предоставления государственной социальной помощи;
анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга;
сбор и анализ информации о реализации закона области Правительством Вологодской области;
запрошена соответствующая информация во всех муниципальных образованиях области, в прокуратуре Вологодской области, в Общественной палате Вологодской области, в Молодежном парламенте Вологодской области, Управления Минюста России по Вологодской области;
полученная по теме мониторинга информация рассматривалась на заседаниях комитета, на сессии Законодательного Собрания области, соответствующие рекомендации направлены в Правительство области.
Результатом проведенных мониторингов применения стали два закона области:
"О внесении изменения в статью 3 закона области "О специальном жилом доме для одиноких престарелых";
"О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) в Вологодской области"
и три вышеуказанных проекта федеральных законов.
III. Работа с обращениями органов государственной власти,
органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц
В течение отчетного периода на рассмотрение в комитет поступали обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, обращения общественных организаций и граждан, в т.ч. по вопросам: присвоения звания "Ветеран труда"; предоставления мер социальной поддержки "детям войны" и труженикам тыла; льготного проезда; пенсионного обеспечения граждан, предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям и другие.
На заседаниях постоянного комитета рассмотрены: 19 обращений государственных органов и органов местного самоуправления, 14 обращений юридических лиц, 48 обращений граждан. По всем обращениям приняты соответствующие решения, заявителям направлены ответы (консультации, разъяснения и др.).
IV. Участие в работе коллегиальных органов, межпарламентская деятельность
Депутаты – члены постоянного комитета принимали участие в работе постоянно действующих советов, комиссий и иных постоянно действующих органов, созданных при органах государственной исполнительной власти области:
Совета по делам инвалидов при Губернаторе области;
Межведомственной рабочей группы по обеспечению трудовой занятости инвалидов;
Коллегии департамента социальной защиты населения области;
Областного координационного комитета содействия занятости населения;
Областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
Координационного совета по делам ветеранов;
Областного координационного совета по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
Комиссии по распределению жилых помещений государственного жилищного фонда области социального использования, предназначенных для предоставления детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа этих категорий.