ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления за 2017 год
Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления в 2017 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законодательной деятельности, планом мероприятий Законодательного Собрания области на 2017 год.
За прошедший период (январь - декабрь) подготовлено и проведено 29 заседаний постоянного комитета, в том числе (выездных заседаний – 10),
на которых рассмотрено 210 вопросов, в том числе:
проектов законов области – 37,
(в том числе: внесенных Губернатором области – 31, из них
согласованная (Губернатором области и депутатами ЗСО – 1);
депутатами Законодательного Собрания области – 6;
органами местного самоуправления – 1;
прокурором области - 1);
проектов постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 2;
проектов федеральных законов – 44,
(в том числе:
внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 10;
направленных на согласование Государственной Думой ФС РФ – 27);
обращений – 40,
(в том числе: обращений государственных органов, органов местного самоуправления области – 21;
обращений юридических лиц и граждан - 19);
других вопросов – 85.
Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления:
председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления – Гордеев А.В. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
заместитель председателя постоянного комитета – Муромцева Т.П. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
член постоянного комитета – Холодов А.Ю. (фракция ЛДПР - "Либерально-демократическая партия России").
Организационно деятельность комитета обеспечивали работники отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов аппарата Законодательного Собрания области.
В 2017 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).
К основным вопросам ведения постоянного комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:
1) установления общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации и организации местного самоуправления области, в том числе:
а) наделения муниципальных образований соответствующим статусом (городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение);
б) установления и изменения границ территорий муниципальных образований;
в) преобразования и упразднения муниципальных образований;
г) закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения городских поселений;
д) установления наименования представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации;
е) определения порядка формирования представительных органов муниципальных районов, порядка избрания глав муниципальных образований, а также полномочий, срока полномочий, подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления на территории области;
ж) установления срока полномочий глав, срока полномочий и численности депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований;
з) роспуска представительного органа муниципального образования, временного осуществления органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления;
и) правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;
к) установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа);
л) установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
м) определения порядка назначения и проведения опроса граждан;
н) определения полномочий органов государственной власти области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области";
2) муниципальной службы;
3) установления порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;
4) установления порядка организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области;
5) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;
6) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.
Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области", прокуратурой области, Общественной палатой Вологодской области.
I. Законотворческая деятельность
Постоянным комитетом в отчетном периоде внесены в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание области два законопроекта, принятые на сессиях Законодательного Собрания области в окончательной редакции:
1) "О внесении изменений в статью 2 закона области "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области";
2) "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области".
Закон области от 6 марта 2017 года № 4115-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 закона области "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области" направлен на приведение терминологии статьи 2 закона области от 10 декабря 2014 года № 3529-ОЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области" в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ранее действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ было предусмотрено, что глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации или председателя представительного органа с правом решающего голоса. В соответствии с изменениями в Федеральный закон № 131-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ, формулировка "с правом решающего голоса" исключена.
Законом области от 29 мая 2017 года № 4155-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" статья 5 закона области от 9 октября 2007 года № 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" изложена в новой редакции в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 90-ФЗ в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Положения Федерального закона № 90-ФЗ направлены на унификацию подходов к предоставлению и использованию государственными служащими и муниципальными служащими ежегодных оплачиваемых отпусков, а именно основной ежегодный отпуск составляет 30 календарных дней, максимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 10 календарных дней, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день установлена в количестве трех календарных дней.
С учетом изменений законом области порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет установлены аналогично, как и для государственных гражданских служащих.
Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и отпуска за выслугу лет не может превышать 40 календарных дней.
В 2017 году в Вологодской области продолжились мероприятия по совершенствованию системы местного самоуправления, в том числе по объединению сельских поселений районов, так как главная цель мероприятий по укрупнению территорий – это увеличение финансовых возможностей муниципалитетов и, как следствие, повышение качества жизни населения. Необходимо отметить, что мероприятия по объединению сельских территорий проходили в области и 2009 году, и в 2012. Продолжились такие мероприятия в 2015, 2016 и в 2017 годах.
В марте принят закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Верховажского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Верховажского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав", который предусматривает преобразование путем объединения сельского поселения Коленгское, сельского поселения Сибирское – в сельское поселение Коленгское с административным центром в деревне Ногинская.
Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. По итогам публичных слушаний население сельского поселения Коленгское и сельского поселения Сибирское поддержало предложенную инициативу о преобразовании муниципальных образований путем их объединения. Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования в количестве 7 депутатов.
В апреле принято несколько законов о преобразовании некоторых муниципальных образований:
1) "О преобразовании некоторых муниципальных образований Сокольского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Сокольского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав", который предусматривает преобразование путем объединения сельского поселения Архангельское, сельского поселения Нестеровское – в сельское поселение Архангельское с административным центром в селе Архангельское.
Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. По итогам публичных слушаний население сельского поселения Архангельское и сельского поселения Нестеровское поддержало предложенную инициативу о преобразовании муниципальных образований путем их объединения. Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования в количестве 10 депутатов.
2) "О преобразовании некоторых муниципальных образований Междуреченского муниципального района, о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Междуреченского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав" и изменения в приложение к закону области "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области", который предусматривает преобразование путем объединения сельского поселения Сухонское, сельского поселения Шейбухтовское – в сельское поселение Сухонское с административным центром в селе Шуйское.
Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. По итогам публичных слушаний население сельского поселения Сухонское и сельского поселения Шейбухтовское поддержало предложенную инициативу о преобразовании муниципальных образований путем их объединения. Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования в количестве 10 депутатов.
3) "О преобразовании некоторых муниципальных образований Великоустюгского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав", который предусматривает преобразование путем объединения:
1) сельское поселение Парфеновское, сельское поселение Покровское, сельское поселение Шемогодское – в сельское поселение Заречное с административным центром в деревне Аристово;
2) сельское поселение Марденгское, сельское поселение Нижнеерогодское – в сельское поселение Марденгское с административным центром в деревне Благовещенье;
3) сельское поселение Верхнешарденгское, сельское поселение Усть-Алексеевское – в сельское поселение Усть-Алексеевское с административным центром в селе Усть-Алексеево.
Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования сельского поселения Заречное, сельского поселения Марденгское, сельского поселения Усть-Алексеевское – 10 человек.
4) "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вологодского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Вологодского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав", который предусматривает преобразование путем объединения:
1) Марковское сельское поселение, Подлесное сельское поселение – в сельское поселение Подлесное с административным центром в поселке Огарково;
2) Лесковское сельское поселение, Сосновское сельское поселение – в сельское поселение Сосновское с административным центром в поселке Сосновка.
Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования: сельского поселения Подлесное, сельского поселения Сосновское – 10 человек.
В течение отчетного периода большое внимание постоянный комитет уделял вопросу о доплате к пенсии главам. Постоянный комитет принял непосредственное участие в подготовке законопроекта "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (27.06.2017 № 4163-ОЗ).
В связи со сложившейся в муниципальных образованиях области практикой приостановления либо отмены выплаты доплаты к пенсии, в Правительстве области была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Правительства области депутаты Законодательного Собрания области, целью работы которой был поиск решения данной проблемы.
По итогам деятельности указанной рабочей группы был разработан указанный проект закона области, которым предлагалось:
- уточнить срок полномочий глав муниципальных районов области, которые досрочно сложили свои полномочия с целью участия в выборной кампании в связи с новым порядком избрания глав муниципальных районов.
- определить минимальные и максимальные размеры доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Минимальные размеры доплаты к пенсии определяются в зависимости от количества отработанных сроков полномочий в должности главы муниципального образования, а также от вида муниципального образования (район, городской округ, поселения).
Кроме того, размер минимальной гарантии определяется в процентом отношении к базовому должностному окладу, установленному законом области от 16 июля 2005 года № 1320-ОЗ "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области".
Кроме того, предусмотрено, что максимальный размер доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, не должен превышать 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.
Принятым законом области предусмотрены переходные положения, согласно которым за лицами, которым установлена доплата к пенсии до дня вступления в силу настоящего закона области, а также за лицами, которые приобрели право на установление доплаты к пенсии до дня вступления в силу данного закона области, сохраняются права на доплату к пенсии в размере, предусмотренном законом области № 1728-ОЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу изменений, предлагаемых проектом. В случае, если размер доплаты к пенсии указанных лиц составит меньше минимальной гарантии, то предлагается в уставах муниципальных образований области определять доплату к пенсии в минимальных размерах, предусмотренных настоящим проектом закона области.
На 17 сессии Законодательного Собрания области приняты два закона области "О внесении изменений в статью 2 закона области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" и "О внесении изменения в статью 3 закона области "О доплате к пенсии лицам, замещавшим должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца", в работе над которыми непосредственное участие принимали депутаты – члены постоянного комитета по вопросам местного самоуправления.
Законом области "О внесении изменений в статью 2 закона области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" уточнен порядок определения сроков полномочий глав муниципальных образований области, которые используются для исчисления доплаты к пенсии.
Закон области "О внесении изменения в статью 3 закона области "О доплате к пенсии лицам, замещавшим должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца" внес изменения в статью 3 закона области от 19 декабря 2003 года № 978-ОЗ "О доплате к пенсии лицам, замещавшим должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца" в части увеличения минимального размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца после 1 ноября 1991 года не менее 3,5 лет.
До предлагаемых изменений, действующей редакцией закона области № 978-ОЗ минимальный размер доплаты к пенсии указанным лицам составляет 4000 рублей. Данным законом области предусмотрен минимальный размер доплаты к пенсии для лиц, замещавших должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца, аналогичный минимальному размеру доплаты к пенсии для лиц, замещавших должности глав муниципальных районов, глав городских округов, - 30 процентов от базового должностного оклада, установленного законом области от 16 июля 2005 года № 1320-ОЗ "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области", что составляет 10 417 рублей.
В соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на 1 и 2 полугодия 2017 года постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления проводились мониторинги правоприменения законов области:
1) в 1 полугодие 2017 года постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления проведен мониторинг правоприменения закона области от 28 апреля 2008 года № 1779-ОЗ "Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Вологодской области". По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области № 1779-ОЗ, а также учитывая позицию Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, выраженную в экспертном заключении, постоянный комитет по вопросам местного самоуправления провел рабочее совещание с представителями государственно-правового департамента Правительства области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, правового управления Законодательного Собрания области с целью обсуждения вопроса возможности внесения изменений в закон области № 1779-ОЗ с учетом экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области.
По результатам проведения совещания постоянный комитет по вопросам местного самоуправления счел необходимым предложить Правительству области рассмотреть вопрос о подготовке проекта закона области, предусматривающего внесение в закон области № 1779-ОЗ следующих изменений:
- в статью 2 в части уточнения перечня дополнительных сведений, которые должны быть внесены в регистр муниципальных нормативных правовых актов и включения в данный перечень таких сведений, как письма, поступившие в уполномоченный орган из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов;
- в статью 4 в части корректировки формулировки "требование о надлежащем предоставлении муниципальных нормативных правовых актов и сведений о муниципальных нормативных правовых актах".
В декабре Губернатором области в Законодательное Собрание области внесена законодательная инициатива "О внесении изменений в закон области «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Вологодской области", разработанная в связи с предложениями Законодательного Собрания области по итогам мониторинга правоприменения закона области от 28 апреля 2008 года № 1779-ОЗ "Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Вологодской области".
2) во 2 полугодии 2017 года постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления проведен мониторинг правоприменения осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, целью которого было осуществление анализа исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований области полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений закона области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений" в части закрепления за сельскими поселениями вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
По результатам проведения мониторинга постоянный комитет отмечает, что в закон области № 3474-ОЗ в части закрепления за сельскими поселениями вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, внесение изменений в закон области № 3474-ОЗ не требуется, поскольку проблем в правоприменении данного закона области не выявлено. Закон области № 3474-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством.
В целях решения проблем, связанных с финансированием муниципальных дорожных фондов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения, постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления принято решение предложить:
Правительству области:
- создать областную комиссию по проведению ревизии технического состояния муниципальных автомобильных дорог, в рамках деятельности которой разработать дорожную карту, где предусмотреть проведение мониторинга текущего технического состояния муниципальных автомобильных дорог в разрезе муниципальных образований области, а также определить объемы финансирования на приведение муниципальных дорог до нормативных требований технического состояния;
- определить приоритеты проведения ремонтных работ, реконструкции и нового строительства муниципальных дорог в каждом муниципальном районе;
- проработать вопрос о дополнительных источниках финансирования муниципальных дорожных фондов на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
органам местного самоуправления муниципальных районов области:
- провести мониторинг муниципальных правовых актов, устанавливающих нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт,
ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного
значения в части необходимости корректировки указанных нормативов;
- провести ревизию технического состояния муниципальных дорог с целью их дальнейшей государственной регистрации, постановке на кадастровый учет, а также на учет балансодержателя;
- определить объем затрат, необходимый для приведения зарегистрированных муниципальных автомобильных дорог к нормативным требованиям технического состояния, и направить данную информацию в Департамент дорожного хозяйства и транспорта области.
II. Формы работы постоянного комитета
Основной формой работы постоянного комитета в течение 2017 года являлось заседания постоянного комитета перед проведением коллегии Законодательного Собрания области и перед сессиями Законодательного Собрания области. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для рассмотрения, как самим постоянным комитетом, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также текущие вопросы.
В отчетном периоде постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления организовано и проведено 10 выездных заседаний в муниципальные районы области, из них:
1) 4 выездных заседания в Вологодский, Кирилловский и Тарногский и Чагодощенский муниципальные районы по вопросу изучения отдельных вопросов, связанных с реализацией "земельной реформы". Тему выездных заседаний можно отнести к вопросам, имеющим наибольшее социально-экономическое значение и вызывающим значительный общественный интерес. Обсудив вопросы реализации "земельной реформы" в муниципальных районах, депутаты-члены постоянного комитета по вопросам местного самоуправления обозначали следующие проблемы в данной сфере:
1) низкую обеспеченность многодетных семей земельными участками (на протяжении последних лет значение данного показателя не превышает 27%);
2) отсутствие в привлекательных для многодетных семей населенных пунктах свободных земельных участков, пригодных для строительства жилого дома, и предназначенных для этих целей в соответствии с документами территориального планирования и территориального зонирования.
Учитывая значительное количество заявлений о предоставлении земельных участков от граждан и руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств, а также в целях повышения эффективности реализации вышеуказанных законов области постоянным комитетом было предложено:
1) рассмотреть вопрос о возможности предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских поселений области на разработку проектов планировки и межевания территории в целях образования земельных участков, которые могут быть предоставлены в дальнейшем гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
2) рассмотреть вопрос о возможности предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских поселений на строительство инженерных сетей в границах земельных участков в целях их предоставления отдельным категориям граждан;
3) в целях оформления органами местного самоуправления права собственности на невостребованные земельные доли необходимо рассмотреть вопрос о выделении из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям области на проведение комплексных кадастровых работ;
4) в целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот заросших земель целесообразно рассмотреть вопросы о проведении "аудита" всех земельных участков с целью отнесениях их к землям лесного фонда либо к землях сельхозназначения, о разработке механизма взаимодействия с сельхозпроизводителями в целях проведения ими мелиоративных работ на "заросших" землях и их дальнейшего использования для производства сельскохозяйственной продукции.
В апреле 2017 года проведено тематическое заседание по вышеуказанной теме, по итогам заседания которого были приняты следующие решения:
по вопросу реализации на территориях муниципальных образований области "земельной реформы", возникающих проблемах в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по использованию (предоставлению) земельных участков и возможных путях их решения":
Правительству Вологодской области рекомендовано:
1. Организовать исполнение на уровне области полномочий органов местного самоуправления мероприятий по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также подготовки проектов планировки и межевания в целях образования земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в соответствии с законами области от 12 февраля 2015 года № 3569-ОЗ, от 12 мая 2015 года № 3661-ОЗ, от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ.
2. Организовать в 2017 году мероприятия по выполнению кадастровых работ по образованию 661 земельного участка (в том числе 559-для ИЖС) на территории Майского сельского поселения Вологодского муниципального района).
3. Рассмотреть возможность подготовки обращения в федеральные органы государственной власти по вопросам необходимости привлечения федеральных денежных средств на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" и повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Вологодской области.
4. Рассмотреть вопрос о подготовке изменений в закон области от 12 февраля 2015 года № 3569-ОЗ "Об определении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и об установлении перечня специальностей, работа по которым дает право гражданам получить такие земельные участки на территории Вологодской области" в части дополнения Перечня специальностей, в том числе специальностью "Скотник".
5. В целях повышения эффективности мероприятий по предоставлению отдельным категориям граждан земельных участков в собственность в соответствии с законом области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" урегулировать в областном законодательстве следующие вопросы:
предусмотреть возможность формирования земельных участков не только уполномоченными органами, но также и поставленными на учет гражданами;
предусмотреть возможность включения в перечни земельных участков не менее 20% от общего количества земельных участков, сформированных не только органами местного самоуправления, но и заинтересованными гражданами;
рассмотреть возможность предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Кирилловском муниципальном районе, земли которого находятся в ограниченном обороте (национальный парк "Русский Север"), земельные участки, расположенные на территориях иных муниципальных районов области, имеющих общие границы с Кирилловским районом.
6. Совместно с муниципальными образованиями области обсудить целесообразность внесения изменений в закон области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" следующих предложений:
земельные участки для ИЖС предоставляются исключительно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
предусмотреть возможность предоставления права гражданам получения денежной компенсации взамен земельных участков.
Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано:
1. Проводить активную работу по информированию населения алгоритма получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
2. Осуществлять постоянное взаимодействие с Департаментом имущественных отношений области по вопросам реализации "земельной реформы".
3. Совместно с Департаментом лесного комплекса области провести работу по уточнению границ земель лесного фонда и земель населенных пунктов области в целях выявления территорий, которые могут быть предоставлены отдельным категориям граждан в собственность.
По вопросу о реализации на территориях муниципальных образований области мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части использования невостребованных земельных долей, о возникающих проблемах в данной сфере, пути их решения:
Правительству Вологодской области, Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области рекомендовано:
1. В целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей, а также реализации пункта 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2014 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" возобновить деятельность рабочей группы при заместителе Губернатора области Глазкове М.Н. и разработать комплекс мероприятий по проведению инвентаризации всех земельных участков области с целью их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения или признания земельных участков непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства земель (в том числе заросших древесиной) и дальнейшего их включения в состав земель лесного фонда или земель запаса.
2. В целях оформления органами местного самоуправления права собственности на невостребованные земельные доли необходимо рассмотреть вопрос о выделении из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям области на проведение комплексных кадастровых работ.
3. Рассмотреть вопрос по подготовке законодательной инициативы в части обязания арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, заросшего кустарником, обеспечить подготовку проекта мелиорации с проведением соответствующих мероприятий с дальнейшей компенсацией произведенных затрат.
4. Активно взаимодействовать с муниципальными образованиями области, сельхозтоваропроизводителями по предоставлению субсидий на софинансирование расходных обязательств на проведение кадастровых работ по выделу земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей.
Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано:
1. Продолжить работу по выявлению невостребованных земельных долей, оформлению права муниципальной собственности на них и формированию земельных участков в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
2. Ежегодно предусматривать в бюджете муниципальных образований ассигнования на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков.
2) 2 выездных заседания в Верховажский и Великоустюгский муниципальные районы по вопросу изучения ситуации и проблем, связанных с реализацией Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26³ Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Было отмечено, что вопросы, обсуждаемые на заседаниях, касаются важной темы - это реализация 136 Федерального закона, который внес существенные изменения, как в систему вопросов местного значения, так и в порядок формирования органов МСУ.
На основе изменений 136 Федрального закона в декабре 2014 года в Вологодской области был принят закон, который определил модели формирования органов местного самоуправления для всех муниципальных образований области, как представительных органов, так и глав.
Реализация этого закона началась в 2015 году и активно продолжается сейчас.
Уже 20 представительных органов муниципальных районов сформированы по новой модели, 16 глав районов избраны из состава депутатов представительных органов районов и плюс глава города Вологды.
Было также обращено внимание на вопрос перераспределения полномочий сельских поселений на районный уровень. Сегодня из 39 вопросов местного значения за сельскими поселениями закреплено только 18. Однако одновременно с перераспределением полномочий необходимо решать вопросы по повышению финансовых возможностей муниципальных образований.
В ходе заседаний было отмечено, что на сегодняшний момент мероприятия по укрупнению поселений проходят на территории практически каждого муниципального района области. В 2015 году принято 20 законов по объединению сельских территорий муниципальных районов, в 2016 году процесс замедлился, принято 2 закона. В 2017 году процесс продолжился и принято 3 закона.
На заседаниях также обсуждались и проблемы, возникшие в результате объединения.
Так, на территории Великоустюгского района полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, начиная с даты их перехода на уровень муниципального района на основании статьи 15 131-ФЗ переданы сельским поселениям в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий.
Исключением из 17 сельских поселений является сельское поселение Марденгское, в котором полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения с 2016 года решаются органами местного самоуправления района.
С 1 января 2015 администрацией Великоустюгского муниципального района осуществляются полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями и иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством. Процесс преобразования путем объединения поселений в Великоустюгском районе начат с 2009 года. С указанного периода число поселений, входящих в состав района, сократилось с 23 до 20. В 2017 году начата процедура преобразования еще в нескольких поселениях. На основании закона области число поселений Великоустюгского района сократится до 16. Преобразование направлено на совершенствование системы местного самоуправления и сокращение бюджетных средств на содержание аппарата управления поселений.
3) В июне 2017 года состоялось выездное заседание постоянного комитета в Кадуйский муниципальный район по вопросу исполнения полномочий в сфере организации благоустройства на территориях муниципальных образований.
В ходе заседания было отмечено, что благоустройство территорий – это одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления и относится к вопросам местного значения муниципальных образований. Реализация мероприятий в сфере благоустройства требует соответствующего финансового обеспечения. Зачастую органы местного самоуправления не располагают необходимыми бюджетными ресурсами и вопрос оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям. Необходимо вовлекать жителей в реализацию муниципальных проектов по благоустройству, в том числе в областную программу "Народный бюджет". Объем субсидий из областного бюджета на данный проект в 2017 году составляет 50 млн. рублей и более 370 проектов получат свою финансовую поддержку. Главная задача муниципалитетов - вовлекать местное население в деятельность по благоустройству территорий муниципальных образований.
4) В сентябре 2017 года состоялось выездное заседание постоянного комитета в Грязовецкий муниципальный район по теме: "Изучение ситуации, связанной с введением нормативов на общедомовые нужды в муниципальных образованиях области".
Было отмечено, что вопросы заседания касаются важной темы. 1 января 2017 года расходы на ОДН стали взиматься по нормативам потребления. Поэтому во многих регионах, в том числе и в Вологодской области, сложилась ситуация, когда за коммунальные услуги по ОДН граждане стали платить больше в несколько раз.
Особенно это коснулось жителей тех домов, где были проведены энергосберегающие мероприятия и установлены общедомовые приборы учета. Причем норма в законодательстве была установлена императивно и не позволяла жителям принять решение об изменении порядка оплаты этих расходов. Депутаты Законодательного Собрания области с начала года занимались решением данной проблемой. Состоялся круглый стол, было направлено обращение в Государственную Думу с просьбой о скорейшем принятии изменений в Жилищный кодекс, в адрес всех управляющих компаний - открытое письмо с просьбой до внесения изменений руководствоваться письмом Минстроя России от 14 февраля 2017 года о начислении платежей на общедомовые нужды ниже нормативов потребления исходя из показаний приборов учета. Теперь эта проблема решена.
С 10 августа вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, в которых речь идет об оплате расходов на ОДН. Конечно, для тех жилых домов, в которых нет общедомовых приборов учета, ничего не изменится – они так и будут платить по нормативам".
Для домов, оборудованных приборами учета, теперь предусмотрено четыре варианта:
- без проведения общего собрания возможна оплата расходов на ОДН:
1) по нормативам, но с проведением последующего перерасчета по показаниям приборов учета. Граждане целый год платят по нормативу, а в конце года делается перерасчет. Конкретный порядок проведения такого перерасчета должен быть определен Правительством РФ.
2) по показаниям автоматизированной информационно-измерительной системы, в тех случаях, когда дом оснащен такой системой.
- по решению общего собрания собственников возможна оплата расходов на ОДН
3) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим перерасчетом по фактическим показаниям приборов учета. Порядок такого перерасчета также должно определить Правительство РФ.
4) ежемесячно по фактическим показаниям общедомовых приборов учета.
Таким образом, теперь сами жители могут определить, какой вариант оплаты расходов на ОДН им выгоднее.
В ходе проведения заседания было обращено внимание на возникающие проблемы, связанные с изменением тарифов на услуги ЖКХ, в том числе с введением нормативов на содержание общедомового имущества в многоквартирных домах Грязовецкого района. К основным проблемам в сфере ЖКХ относятся увеличение задолженности населения за услуги ЖКХ, увеличение износа основных фондов сферы ЖКХ, отсутствие инвестиций, отсутствие программ по строительству и реконструкции объектов коммунального хозяйства на уровне федерации и региона.
5) Также в сентябре был осуществлен выезд в Тотемский муниципальный район по вопросу повышения активности граждан в осуществлении местного самоуправления.
Одним из направлений работы по привлечению граждан к решению вопросов местного значения: это участие граждан в проектах, направленных на развитие территорий. С 2015 года в области стартовал проект "Народный бюджет", который дает возможность любому жителю области стать участником развития поселения. Участники проекта - это инициативные группы, общественные организации, предприниматели и просто активные граждане. Проекты участников направлены в первую очередь на развитие благоустройства - строительство детских площадок, облагораживание скверов, дворовых территорий. Финансирование из областного бюджета на реализацию данного проекта ежегодно увеличивается: с 10миллионов в 2015 году до 50 миллионов в 2017 году.
Была отмечена активность граждан и органов местного самоуправления Тотемского района участия в данном проекте. Если в 2015 году было подано из района 3 заявки, то уже в 2017 году из района поступило 25 заявок, удовлетворено тоже 25 заявок и областная субсидия составила 2, 2 миллиона рублей. Участниками заседания было отмечено, что в рамках проекта "Народный бюджет" в 2017 году удалось реализовать в деревне Медведево сельского поселения Пятовское такие проекты, как организация детской площадки (стоимость 99,0 тыс. рублей), а также создание музея народной культуры (стоимость 90, 0 тыс. рублей). В музее проходят экскурсии, мастер-классы по изготовлению поделок. Граждане активно принимают участие в сборе средств на проекты, а также бережно относятся к реализованным проектам.
По итогам заседания депутатами – членами постоянного комитета было предложено выступить с инициативой в федеральные органы власти о разработке и принятии федеральной программы "Народный бюджет", в рамках которой предусмотреть софинансирование федерального бюджета, областного бюджета, а также местных бюджетов, предпринимателей и граждан на реализацию местных инициатив сельских территорий.
6) в ноябре 2017 года состоялось выездное заседание постоянного комитета по вопросам местного самоуправления в Нюксенский муниципальный район по вопросу изучения ситуации, связанной с исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований области полномочий в сфере дорожной деятельности.
В ходе выездного заседания совместно с представителями органов исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нюксенского муниципального района, представителями подрядных организаций в сфере дорожной деятельности были обсуждены возникающие вопросы и проблемы, связанные с исполнением полномочий органов МСУ в сфере дорожной деятельности.
Кроме того, на заседании обсуждались и вопросы, касающиеся возможности внесения изменения в закон области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений" в части закрепления за сельскими поселениями вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
По итогам заседания было принято решение об отсутствии необходимости внесения изменения в закон области "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений" в части закрепления за сельскими поселениями вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Органы МСУ высказались о том, что при исполнении указанного полномочия муниципальным районом действует двойной контроль, как со стороны органов МСУ муниципального района, так и поселений. В рамках соглашений предлагается только содержание муниципальных дорог, а капитальный ремонт, реконструкцию, ремонт целесообразно оставлять за муниципальным районом.
Кроме того, органам МСУ предложено провести ревизию технического состояния муниципальных дорог с целью их дальнейшей государственной регистрации, постановке на кадастровый учет, а также на учет балансодержателя. Также органам МСУ рекомендовано определить объем затрат, необходимый для приведения зарегистрированных муниципальных автомобильных дорог к нормативным требованиям технического состояния, и направить данную информацию в Департамент дорожного хозяйства и транспорта области для обобщения информации.
7) В декабре 2017 года постоянным комитетом было организовано проведение двух рабочих совещаний:
1) 7 декабря с участием представителей Департамента дорожного хозяйства и транспорта области, Департамента финансов области по обсуждению вопросов, связанных с проблемами исполнения органами МСУ полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также в целях подготовки к заседанию "круглого стола" 11 декабря т.г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по теме "Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания".
По итогам совещания были выработаны предложения от Вологодской области для обсуждения по указанной теме "круглого стола":
- ускорить рассмотрение и принятие Государственной Думой проекта федерального закона № 228841-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенного Законодательным Собранием Вологодской области и направленного на повышение финансовой устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов в части переноса срока уплаты имущественных налогов с 1 декабря на 1 октября;
- о необходимости повышения нормативов зачисления акцизов на топливо в бюджеты субъектов РФ до уровня, установленного в Бюджетном Кодексе РФ- 88%, а не 57,1%, как это установлено на 2018 год.
2) 8 декабря с участием Департамента государственной службы и кадровой политики области, представителями МФЦ города Вологды, Вологодского района, области, главами муниципальных районов области по обсуждению вопроса финансирования деятельности многофункциональных центров.
В своих обращениях главы муниципальных районов области обращают внимание на несоответствие количества предоставляемых государственных услуг размеру субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий в данной сфере. Более того отмечается необходимость увеличения окон в МФЦ в связи с прекращением приема граждан управлением Росреестра по Вологодской области.
По итогам обсуждения принято решение по итогам 1 квартала 2018 года повторно рассмотреть данный вопрос с учетом предложений, подготовленных Департаментом государственной службы и кадровой политики области.
8) В мае на 11 сессии Законодательного Собрания области по предложению депутатов – членов постоянного комитета в рамках «Правительственного часа» была заслушана информация на тему: «О реализации «земельной реформы» в муниципальных образованиях области: проблемы и пути их решения».
9) Председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления А.В. Гордеев принял участие:
- во Всероссийском совещании по вопросам подготовки регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». В рамках данного мероприятия были обсуждены актуальные проблемы подготовки проведения данного конкурса, проекты победителей и финалистов Конкурса Всероссийского Совета местного самоуправления на лучшую муниципальную практику, Сборник проектов, изданный по его итогам (21 февраля);
- в заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо - Запада России по вопросам местного самоуправления в г. Петрозаводск, выступив с информацией на тему "О практике Вологодской области по благоустройству территорий муниципальных образований: пути решения через проект "Народный бюджет". В ходе выступления была показана презентация о реализации с 2015 года областного проекта "Народный бюджет" (5-6 октября);
- в заседании "круглого стола" на тему: "Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания", проведенном Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению. В данном мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и межмуниципальных ассоциаций России.
Участники мероприятия обсудили проблемы, существующие в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, и возможные пути их решения.
В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время значительная часть автомобильных дорог местного значения находится
в неудовлетворительном состоянии, а в большинстве местных бюджетов отсутствуют достаточные финансовые средства для обеспечения в полном объеме потребностей муниципальных образований в проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании указанных дорог.
По итогам заседания "круглого стола" были приняты рекомендации, в соответствии с которыми предложено:
- Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 228841-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенного Законодательным Собранием Вологодской области и направленного на повышение финансовой устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов в части переноса срока уплаты имущественных налогов с 1 декабря на 1 октября;
- Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность разработки единой методической базы по установлению органами местного самоуправления нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, а также правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- федеральным министерствам проработать вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части закрепления за местными бюджетами дополнительных источников доходов, которые органы местного самоуправления смогут направлять на финансирование дорожной деятельности (транспортный налог, часть суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения) (11 декабря).
III. Работа с обращениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц
В течение 2017 года на рассмотрение в постоянный комитет по вопросам местного самоуправления поступали обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, граждан, которые постоянный комитет внимательно рассматривал и давал на них мотивированные ответы.
Так, по обращению А.И. Лебедева, председателя Правления Специализированного фонда содействия социальному развитию (г. Череповец), об изучении его предложений, содержащих механизм смешанного финансирования инвестиционных проектов с Общественной долей – Соцпакета как инструмента развития сельских территорий:
В феврале постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления с целью определения полезности и целесообразности изложенных предложений, было проведено совещание с участием А.И. Лебедева, депутатов Законодательного Собрания области, представителей Правительства области, в ходе которого были заслушаны все участники.
Основная задача предложенного механизма: объединение потенциалов гражданского общества, бизнеса и власти. По мнению автора идеи, предлагаемые формы стимулирования инвестиционной деятельности позволят объединить их в единый инвестиционный "модуль" (с условным названием "Соцпакет"), который будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующих полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, гарантий прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, осуществляется Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Было также отмечено, что в настоящее время "прозрачная", отлаженная схема в реализации ГЧП отсутствует. Главная проблема – поиск инвестора (орган власти, государственная корпорация, инвестиционный фонд), который бы рассматривал конкретный проект как источник долгосрочного прибыльного предприятия.
Лебедевым А.И. предлагается механизм государственно-частного партнерства с Соцпакетом, что требует соответствующих изменений в действующее законодательство, в том числе введения соответствующей терминологии, определения полномочий органов государственной власти, на что было обращено внимание депутатов Законодательного Собрания области и представителей Правительства области, т.е. отсутствие соответствующей законодательной базы.
Кроме того, необходимо учитывать, что для практической реализации идеи требуется значительное финансирование, что в настоящее время на территории Вологодской области из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов не представляется возможным.
По итогам совещания было принято следующее решение:
- предложенный механизм смешанного финансирования инвестиционных проектов с Общественной долей – Соцпакета как инструмента развития сельских территорий считать преждевременным из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, достаточного финансирования и отсутствия инвесторов;
- Лебедеву А.И. совместно с партнёрами из других регионов продолжить работу по ресурсному обеспечению разработки программы на принципах ГЧП с Соцпакетом, а также в 2017 году вновь принять участие в проведении открытых конкурсов по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям.
IV. Информирование населения о деятельности постоянного комитета.
Информирование населения о деятельности постоянного комитета по вопросам местного самоуправления производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.
Председатель постоянного комитета А.В. Гордеев