ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления за 2016 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления за 2016 год

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления в 2016 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законодательной деятельности, планом мероприятий Законодательного Собрания области на 2016 год.

За прошедший период (январь - декабрь) подготовлено и проведено 23 заседания постоянного комитета, в том числе 2 тематических совместно с постоянным комитетом по экономической политике и собственности и постоянным комитетом по бюджету и налогам по рассмотрению проекта областного бюджета на 2017 год в "нулевых" чтениях, в том числе по обсуждению государственных программ).

В отчетном периоде рассмотрено 256 вопросов, в том числе:

проектов законов области – 56,

(в том числе: внесенных Губернатором области – 37, из них

согласованная (Губернатором области и депутатами ЗСО – 1);

депутатами Законодательного Собрания области – 14;

органами местного самоуправления – 3);

проектов постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 2;

проектов федеральных законов – 55,

(в том числе:

внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 12;

направленных на согласование Государственной Думой ФС РФ – 35;

внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе Губернатора области – 4;

внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе депутатов Законодательного Собрания области – 3;

поступивших из органов МСУ – 3);

обращений государственных органов, органов местного самоуправления области – 37;

обращений юридических лиц и граждан - 7;

других вопросов – 95.

В связи с тем, что в сентябре 2016 года прошли выборы в Законодательное Собрание области, изменился персональный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления:

в период с 01 января 2016 года по 27 сентября 2016 года в состав постоянного комитета входили:

председатель постоянного комитета – Никитина Т.И. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя постоянного комитета – Сивков А.Н. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Вавилов В.В. (фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ").

с 27 сентября 2016 года в состав постоянного комитета по вопросам местного самоуправления вошли:

заместитель председателя постоянного комитета – Муромцева Т.П. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Холодов А.Ю. (фракция ЛДПР - "Либерально-демократическая партия России").

С 19 октября 2016 года председателем постоянного комитета по вопросам местного самоуправления избран Гордеев А.В. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

Организационно деятельность комитета обеспечивали работники отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов аппарата Законодательного Собрания области.

В 2016 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).

К основным вопросам ведения постоянного комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:

1) установления общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации и организации местного самоуправления области, в том числе:

а) наделения муниципальных образований соответствующим статусом (городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение);

б) установления и изменения границ территорий муниципальных образований;

в) преобразования и упразднения муниципальных образований;

г) закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения городских поселений;

д) установления наименования представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации;

е) определения порядка формирования представительных органов муниципальных районов, порядка избрания глав муниципальных образований, а также полномочий, срока полномочий, подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления на территории области;

ж) установления срока полномочий глав, срока полномочий и численности депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований;

з) роспуска представительного органа муниципального образования, временного осуществления органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления;

и) правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;

к) установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа);

л) установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

м) определения порядка назначения и проведения опроса граждан;

н) определения полномочий органов государственной власти области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области";

2) муниципальной службы;

3) установления порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;

4) установления порядка организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области;

5) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;

6) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.

Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области", прокуратурой области, Общественной палатой Вологодской области.

I. Законотворческая деятельность

В течение 2016 года депутаты – члены постоянного комитета приняли участие в подготовке:

- 1 согласованной законодательной инициативы (депутаты – члены постоянного комитета по вопросам местного самоуправления и Губернатор области);

- 1 совместной законодательной инициативы с Губернатором области.

Постоянным комитетом в отчетном периоде внесены в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание области 8 законопроектов, принятых на сессиях Законодательного Собрания области в окончательной редакции:

1) "О внесении изменений в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Никольского муниципального района Вологодской области и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Никольского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав";

2) "О внесении изменений в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вожегодского муниципального района Вологодской области";

3) "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Грязовецкого муниципального района Вологодской области";

4) "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Устюженского муниципального района Вологодской области";

5) "О внесении изменения в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Шекснинского муниципального района Вологодской области";

6) "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вологодского муниципального района Вологодской области" и приложение 4 к закону области "Об установлении границ Вологодского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав";

7) "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" и закон области "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области";

8) "О внесении изменений в статьи 2 и 41 закона области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области".

6 законов области направлены на регулирование преобразования муниципальных образований Вологодской области:

1) от 26 февраля 2016 года № 3890-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Никольского муниципального района Вологодской области и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Никольского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав";

2) от 26 февраля 2016 года № 3891-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вожегодского муниципального района Вологодской области";

3) от 5 апреля 2016 года № 3901-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Грязовецкого муниципального района Вологодской области";

4) от 5 апреля 2016 года № 3900-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Устюженского муниципального района Вологодской области";

5) от 28 апреля 2016 года № 3940-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Шекснинского муниципального района Вологодской области";

6) от 6 июня 2016 года № 3953-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вологодского муниципального района Вологодской области" и приложение 4 к закону области "Об установлении границ Вологодского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав"

Все законы области были разработаны постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления на основании результатов мониторинга правоприменения законов области, устанавливающих границы и статус муниципальных образований области, проведенного постоянным комитетом Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления в первом полугодии 2015 года.

При проведении мониторинга постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления было выявлено, что в законах области, направленных на преобразование муниципальных образований, используется различная терминология при установлении наименований одних и тех же муниципальных образований. В целях единообразного применения законодательства области, внесены изменения в вышеуказанные законы области в части использования единого понятийного аппарата в наименованиях муниципальных образований муниципальных районов.

Законом области от 28 апреля 2016 года № 3941-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" и закон области "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" уточнены отдельные положения закона области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области".

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектами Российской Федерации. Принятым законом области в новой редакции изложена преамбула, а также статья 1 закона области, которой установлено, что указанный нормативный правовой акт области определяет условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований, которые могут быть установлены уставом муниципального образования.

Кроме того, признана утратившей силу норма закона области, в соответствии с которой получателю доплаты к пенсии, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, указанная доплата выплачивается в полном размере. Данное изменение обусловлено тем, что это положение в законе области является излишним, поскольку вне зависимости от того, проживает получатель в государственном или муниципальном стационарном учреждении области или нет, доплата к пенсии ему будет выплачиваться в полном размере.

Законом области от 6 июня 2016 года № 3954-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 41 закона области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" (совместная с Губернатором области) внесены изменения в статью 4¹ закона области от 9 октября 2007 года № 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" в части уточнения состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также установлено, что заместитель председателя комиссии назначается не председателем комиссии, а руководителем органа местного самоуправления, председателем избирательной комиссии муниципального образования; терминология закона области приведена в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В отчетном периоде была подготовлена согласованная законодательная инициатива (депутаты – члены постоянного комитета по вопросам местного самоуправления и Губернатор области) "О внесении изменений в статью 2 закона области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" и статью 3 закона области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" (закон области от 2 ноября 2016 года № 4045-ОЗ), которая была разработана в целях приведения законов области от 9 октября 2007 года № 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" и от 26 апреля 2005 года № 1261-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" в соответствие с Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В частности, Федеральным законом № 224-ФЗ были внесены изменения в основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в части дополнения их понятием "направление подготовки", а также исключения нормы, касающейся установления законом субъекта РФ типовых квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам для замещения должностей муниципальной службы.

Кроме того, Федеральным законом № 224-ФЗ исключено понятие "опыт работы", применяемое при решении вопроса о соответствии гражданина (гражданского служащего) квалификационным требованиям к стажу работу по специальности, направлению подготовки.

В связи с этим законом области "О внесении изменений в статью 2 закона области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" и статью 3 закона области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" внесен ряд изменений в областное законодательство, регулирующее вопросы муниципальной службы и государственной гражданской службы области.

В 2016 году в Вологодской области продолжились мероприятия по совершенствованию системы местного самоуправления, в том числе по объединению сельских поселений районов, так как главная цель мероприятий по укрупнению территорий – это увеличение финансовых возможностей муниципалитетов и, как следствие, повышение качества жизни населения. Необходимо отметить, что мероприятия по объединению сельских территорий проходили в области и 2009 году, и в 2012.

В 2016 году в Законодательное Собрание области Губернатором области были также внесены законопроекты, направленные на преобразование некоторых муниципальных образований области. Еще в 2012 году рабочая группа при Правительстве области начала работу по выявлению мнения населения области, органов местного самоуправления о необходимости совершенствования системы местного самоуправления. По итогам проведенной работы в данной сфере было принято решение начать работу по оптимизации местного самоуправления с пяти "пилотных" районов: Грязовецкого, Кичмегско-Городецкого, Никольского, Сокольского, Череповецкого. На примере уже имеющихся случаев объединения поселений, можно отметить такие положительные моменты, как сплюсованный бюджет упраздненных поселений; закрепление автотранспорта поселений за вновь образованными муниципальными образованиями; бывшие главы поселений стали заместителями главы администрации объединенного поселения и осуществляют свои полномочия на территориях упраздненных поселений; решаются вопросы по трудоустройству освобожденных муниципальных служащих; уменьшается количество проверок надзорных контролирующих органов. В 2015 году в Законодательном Собрании области были приняты 20 законов области по объединению поселений. В 2016 году – 2 закона области. Данными нормативными правовыми актами предусмотрено формирование с начала финансового года единого бюджета преобразованных муниципальных образований, что позволяет более эффективно распоряжаться финансовыми средствами и способствует развитию территории каждого из объединенных сельских поселений за счет возможности увеличения расходов по сравнению с существующими в настоящее время:

1) от 5 апреля 2016 года № 3899-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Бабушкинского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Бабушкинского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав".

Предусматривает преобразование путем объединения Бабушкинского сельского поселения, Демьяновского сельского поселения – в сельское поселение Бабушкинское с административным центром в селе имени Бабушкина.

Вновь образованное муниципальное образование предлагается наделить статусом сельского поселения.

По итогам публичных слушаний население Бабушкинского сельского поселения, Демьяновского сельского поселения поддержало предложенную инициативу о преобразовании муниципальных образований путем их объединения.

Установлен численный состав представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования в количестве 10 депутатов.

2) от 2 ноября 2016 года № 4042-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Вытегорского муниципального района и о внесении изменений в закон области "Об установлении границ Вытегорского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав".

Предусматривает преобразование путем объединения:

1) сельского поселения Андомское, сельского поселения Саминское – в сельское поселение Андомское с административным центром в селе Андомский Погост;

2) сельского поселения Мегорское, сельского поселения Казаковское, сельского поселения Оштинское – в сельское поселение Оштинское с административным центром в селе Мегра.

Вновь образованные муниципальные образования предлагается наделить статусом сельского поселения.

По итогам публичных слушаний население сельских поселений Андомское, Саминское, Мегорское, Казаковское, Оштинское поддержало предложенную инициативу о преобразовании муниципальных образований путем их объединения.

Установлен численный состав представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований: сельского поселения Андомское- 10 депутатов, сельского поселения Оштинское- в количестве 10 депутатов.

В соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления в первом полугодии 2016 года проводился мониторинг правоприменения закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области".

Закон области "О старостах населенных пунктов Вологодской области" законодательно закрепил уже давно существующий в области институт старост. Вологодскую область можно назвать "пионером" среди регионов в данной сфере.

Законом области были определены подведомственная территория старосты, его основные права и полномочия во взаимодействии, как с населением, так и с местной властью.

При проведении мониторинга постоянный комитет по вопросам местного самоуправления провел анализ практической реализации данного закона области в муниципальных образованиях области.

По информации муниципалитетов в настоящее время общее количество старост в Вологодской области составляет более 1 300 человек.

Наибольшее количество старост отмечается в Кичменгско-Городецком районе - 202 старосты, Череповецком районе - 199, Шекснинском районе - 88.

В тоже время в некоторых муниципальных районах институт старост недостаточно активно развивается - это Кадуйский, Тарногский, Чагодощенский муниципальные районы.

Именно староста является человеком, деятельность которого направлена на объединение населения для реализации социальных проектов – это проведение мероприятий по благоустройству территорий, участие в реализации социально значимых проектов, подготовка различных праздников. К старостам обращаются жители за помощью при возникновении самых различных проблем: получение справок в местной администрации, приобретение лекарственных средств, проведение расчистки дорог в зимнее время. Благодаря тесному взаимодействию старост с главами поселений многие возникающие вопросы удается решать оперативно за счет привлечения местного населения.

С 2014 года функционирует Совет старост при Губернаторе области, на котором обсуждаются наиболее важные социальные проекты, реализация которых проходит при участии и помощи старост. Немаловажную роль сыграли старосты в программе "Народный бюджет". При подготовке проектов старосты принимали участие в разработке и реализации проектов, в привлечении средств на данные цели. Ежегодно в области проводится областной конкурс "Лучший староста года", по итогам которого лучшие старосты поощряются денежными премиями. Данные средства используются для реализации представленных проектов.

В настоящее время развитие института старост в области продолжается. В тоже время учитывая, что не во всех поселениях активно развит институт старост, постоянным комитетом были даны рекомендации органам исполнительной власти, курирующим данную сферу, организовать работу по распространению в данных поселениях уже наработанного положительного опыта деятельности старост.

II. Формы работы постоянного комитета

В 2016 году:

- постоянный комитет по вопросам местного самоуправления совместно с постоянным комитетом по бюджету и налогам обсудил вопросы, связанные с изменениями в государственную программу "Управление региональными финансами Вологодской области на 2015-2020 годы";

- депутаты - члены постоянного комитета приняли участие:

в "Парламентском дне" в Кадуйском муниципальном районе 31.03.2016;

в стратегическом форуме "Время профессионалов" 25.04.2016;

III съезде депутатов Вологодской области 10.06.2016;

Никитина Т.И. выступила на семинаре для вновь избранных членов Совета представительных органов муниципальных образований Вологодской области и специалистов, обеспечивающих деятельность представительных органов муниципальных образований области 26.05.2016;

Никитина Т.И. и Вавилов В.В. приняли участие в Днях Вологодской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14-15.06.2016.

Необходимо отметить, что постоянный комитет по вопросам местного самоуправления тесно взаимодействует с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. В отчетном периоде постоянным комитетом были подготовлены письма-запросы, в которых были отражены наиболее важные вопросы, возникающие при реализации законодательства, для выражения позиции Государственно-правового управления Президента Российской Федерации:

1) частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены способы избрания главы муниципального образования, одним из которых является замещение должности главы муниципального образования путем его избрания из состава представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.

Законом области от 10 декабря 2014 года № 3529-ОЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области" установлены способы формирования представительных органов и избрания глав соответствующих муниципальных образований Вологодской области, а именно:

для сельских поселений - муниципальные выборы депутатов представительного органа и главы сельского поселения;

для городских округов и городских поселений - муниципальные выборы депутатов представительного органа и избрание главы из состава представительного органа городского округа или городского поселения;

для муниципальных районов - формирование представительного органа из глав и депутатов поселений, входящих в состав муниципального района, и избрание главы из состава представительного органа муниципального района.

Также законом области № 3529-ОЗ предусмотрено, что глава муниципального образования области исполняет полномочия председателя представительного органа с правом решающего голоса.

В тоже время при реализации вышеуказанных положений федерального и областного законодательства возник ряд практических вопросов, связанный с осуществлением полномочий главы муниципального района, избранного из состава представительного орган данного муниципального района, сформированного делегированным способом.

В частности, в одном из муниципальных районов Вологодской области представительный орган, сформированный из глав и депутатов поселений, избрал из своего состава главу муниципального района, который изначально являлся главой сельского поселения. Избранный глава муниципального района сложил с себя полномочия главы сельского поселения и остался только в статусе главы муниципального района, исполняющего также полномочия председателя представительного органа муниципального района с правом решающего голоса.

В свою очередь в сельском поселении был избран новый глава, который в соответствии с законом области № 3529-ОЗ и уставом муниципального района, вошел в состав представительного органа муниципального района. В результате включения нового главы сельского поселения в состав представительного органа муниципального района, количество депутатов данного представительного органа увеличилось с 16 до 17 человек, что противоречит уставу данного муниципального образования, предусматривающему количественный состав представительного органа из 16 депутатов.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами справедливо возник ряд вопросов, а именно:

- вправе ли был прекращать свои полномочия глава поселения при избрании его главой муниципального района представительным органом из своего состава;

- должны ли прекращаться полномочия главы муниципального района, избранного из состава представительного органа, сформированного делегированным способом, вместе с прекращением его полномочий как главы поселения или депутата представительного органа поселения.

По данному вопросу Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления были даны разъяснения, что полномочия главы муниципального района, избранного из состава представительного органа, сформированного делегированным способом, могут быть прекращены досрочно, но только в тех случаях, которые установлены частью 6 статьи 36 и частью 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Среди этих случаев отсутствует такое основание, как досрочное прекращение им полномочий главы поселения или депутата представительного органа поселения, от которого он вошел в состав представительного органа муниципального района. По мнению Комитета, в случае окончания своих полномочий как депутата представительного органа или как главы поселения, его полномочия в качестве главы муниципального района не прекращаются.

Вместе с тем, по данному вопросу также имеется позиция Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, согласно которой полномочия главы муниципального района, избранного из состава представительного органа, сформированного делегированным способом, должны быть досрочно прекращены в связи с прекращением его полномочий, как главы поселения. Данное мнение сформировано на том основании, что первичным является не статус главы муниципального района - председателя представительного органа и районного депутата, а статус главы или депутата поселения, так как указанный статус приобретается в результате непосредственного избрания его населением. Более того, согласно части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ прекращение полномочий главы поселения или депутата представительного органа поселения является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района, сформированного путем делегирования;

2) является ли доплата к пенсии, установленная в связи с выходом на пенсию лицу, замещавшему муниципальную должность, дополнительной социальной гарантией в связи с прекращением им полномочий, и как следствие, необходимо ли рассматривать вопрос по внесению изменений в закон области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" в части установления доплаты к пенсии только тем лицам, которые осуществляли полномочия главы муниципального образования на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста либо утратившие трудоспособность?

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнена нормой, согласно которой уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) только в отношении лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. Указанные гарантии не могут быть предоставлены лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ими запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.

Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (далее - закон области № 1728-ОЗ) лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований Вологодской области на постоянной основе, установлена гарантия в виде доплаты к пенсии.

В соответствии с законом области № 1728-ОЗ право на установление указанной доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение двух и более сроков полномочий на постоянной основе, при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения им пенсии по старости, либо по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), либо за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.

Данная доплата устанавливается главе муниципального образования вне зависимости оттого, осуществлял ли он на момент назначения пенсии полномочия главы муниципального образования или нет.

Рассматривая норму абзаца второго части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, можно сделать вывод о том, что дополнительной социальной гарантией в связи с прекращением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может также являться доплата к пенсии, что в свою очередь повлечет внесение изменений в действующее областное законодательство в части уточнения категории лиц, имеющих право на получение гарантии в виде доплаты к пенсии.

III. Работа с обращениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц

В течение 2016 года на рассмотрение в постоянный комитет по вопросам местного самоуправления поступали обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые постоянный комитет внимательно рассматривал и давал на них мотивированные ответы:

1) по запросу Законодательного Собрания Приморского края о направлении информации о практике по изменению границ территориального общественного самоуправления при исключении граждан из состава участников территориального общественного самоуправления была направлена информация о том, что в Вологодской области наибольшим опытом создания и функционирования ТОСов обладает муниципальное образовании "город Вологда". В соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Вологде, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 30 сентября 2011 года № 770, Вологодская городская Дума принимает решение об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС. Вопрос о границах территории, на которой функционирует ТОС, имеет важное юридическое значение, в том числе при проведении конференции ТОС, как высшего органа управления, а также определении кворума при принятии решений. В настоящее время после создания ТОС вопрос изменения границ ТОС не может быть изменен фактически без прекращения деятельности ТОС, созданного на данной территории. В сложившейся ситуации депутаты-члены постоянного комитета Законодательного Собрания области считают возможным рассмотрение вопроса по внесению изменений в действующее федеральное законодательство в сфере организации местного самоуправления в части закрепления норм о возможности изменения границ действующих ТОС.

2) по запросу Управления Министерства юстиции Российской федерации по Вологодской области о представлении информации для проведения круглого стола по теме: "О проблеме реформирования местного самоуправления в Российской Федерации" был подготовлен информационный материал о проблемных вопросах реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, состоянии законодательства Вологодской области в рассматриваемой сфере правового регулирования.

3) по коллективному обращению ветеранов муниципальной службы Белозерского муниципального района по вопросам: правовой и социальной защиты муниципальных служащих в части пенсионного обеспечения за выслугу лет и установления соотношения должностей государственной гражданской службы области и должностей муниципальной службы был подготовлен подробный ответ, из которого следует:

- в настоящее время муниципальные образования области при решении вопросов о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих должны рассматривать все имеющие возможности для наращивания собственной доходной базы с целью направления дополнительных доходов на выплату вышеуказанных доплат;

- положения федерального и областного законодательства в сфере установления соотношения должностей государственной гражданской службы области и должностей муниципальной службы определяют, что размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего устанавливается муниципальными правовыми актами, но при этом органы местного самоуправления должны учитывать, что максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего области с учетом установленного законом области соотношения указанных должностей.

4) по коллективному обращению ветеранов села Ошта по вопросам несогласия населения сельского поселения Оштинское на объединение с сельскими поселениями Мегорское и Казаковское, наделения села Ошта и сельского поселения Оштинское особым статусом организации жизнедеятельности населения была представлена информация, из которой следует, что в соответствии с частью 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Базируясь на этом конституционном положении, статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Представительный орган муниципального образования обязан учитывать мнение населения, выраженное на публичных слушаниях. В случае отрицательного мнения населения поселения по вопросу об объединении с другим поселением представительный орган поселения не вправе принять иное решение.

IV. Информирование населения о деятельности постоянного комитета.

Информирование населения о деятельности постоянного комитета по вопросам местного самоуправления производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

Председатель постоянного комитета А.В. Гордеев



Возврат к списку

Рекомендовать материал