- Бюджет, конечно, не идеальный, есть что критиковать, но положительный тренд, заданный областным правительством по многим направлениям, которые постоянно предлагала наша фракция, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, - поясняет парламентарий. Мы видим значительную работу правительства и по выпадающим доходам, и с Северсталью, значительно увеличившей платежи в областной бюджет. Произошел фактический отказ исполнительной власти от коммерческих займов, которые ранее сильно отягощали областной бюджет. Вместо искусственного профицита появился реальный дефицит и резкое уменьшение выплат по госдолгу.
В качестве показательного примера возьмем 2017 год, когда по долгам область заплатила более 7 млрд руб., резко снизив реальные доходы. И жила не на 50 млрд руб, как это значилось в бюджете, а на 43 млрд руб. В бюджете 2019-го года суммарно долги резко уменьшаются. А расходная часть бюджета суммарно возрастает на 14,5 млрд руб.
Все это позволило региону:
- сконцентрировать средства на решение важнейших социально-экономических задач: увеличить финансирование здравоохранения, культуры, образования, социальную поддержку граждан т.д
В социальной политике -увеличить меры поддержки многодетным семьям. Впервые мы видим, что в бюджете 19-го года заложена значительная помощь многодетным семьям через разные меры поддержки - это, и единовременная денежная выплата и другие виды помощи.
Виктор Львович, как же быть с тем, что при увеличении финансирования сферы образования их зарплаты фактически не растут. Об этом педагоги сами говорят.
Проблема кроется в стимулирующих выплатах. Задача которых мотивировать педагогов, но используются они зачастую на другие цели: на сопровождающих школьных автобусов, обучение детей с ОВЗ и прочие нужды.
Мы предложили областному правительству исправить этот перекос путем увеличения субвенций муниципалитетам с учетом роста зарплат педагогам.
В областном бюджете произошло значительное увеличение объема средств областного дорожного фонда. Как вы думаете, это позволит улучшить ситуацию с извечной российской бедой?
- Конечно, увеличение финансирования радует. Однако вместе с тем возникает проблема, что и у педагогов. На фоне рекордного наполнения областного дорожного фонда объем районных дорожных фондов остался на прежнем уровне, независимо от того, как активно транспортный налог с физических лиц собирался на территории. В итоге дополнительно поступившие в районные дорожные фонды средства нивелируются до уровня плановых показателей. Словом, ситуация напоминает пресловутое Прокрустово ложе.
При таком раскладе у районов отсутствует стимул к увеличению собираемости транспортного налога, и возможность улучшения обслуживания дорог районного значения. В связи с этим мы рекомендовали областному правительству увеличить дорожные районные фонды за счет оставления районам транспортного налога с физических лиц с акцизами полностью, или части возвратных налоговых платежей.
А что вы, Виктор Львович, скажете о ситуации в сельском хозяйстве?
- АПК - очень больная проблема, требующая особого подхода не только на областном, но и на федеральном уровне. Наша фракция не раз обращала внимание власти на необходимость разработки специальной программы по развитию зоны Нечерноземья. И эти предложения, насколько мне известно, находятся на рассмотрении в Минсельхозе. Если перейти к нынешним реалиям, то аграрии жалуются на разорительный рост стоимости запчастей, электроэнергии и ГСМ. Дело дошло до того, что уже руководители крупных сельхозпредприятий прогнозируют скорое разорение своих организаций. И с этим надо что-то делать. Например, более весомой монетой компенсировать затраты АПК на те же энергоносители. Здесь нам всем следует понимать: если разорятся сельхозпредприятия, можно ставить крест и на развитии сельских территорий, о поддержке которых сегодня много говорится с высоких трибун.
Но с автоматизацией производства АПК сегодня требуется меньше людей, чем прежде?
- При нынешних темпах развития роботы-дояры и комбайны без водителей придут еще не скоро на смену людям. Пока же мы видим другую картину: при нынешних темпах отрицательной демографии и миграции населения из деревень в города уже не первый год в сельской местности ощущается кадровый голод.
Еще хочу обратить внимание на невысокую активность малого бизнеса на селе. Посудите сами, на 1 января 2018 г. числится в реестре 1159 КФХ, в реальности работает 200 организаций. А это очень тревожная статистика, свидетельствующая о низкой доле малого бизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции.
И последний, Виктор Львович, вопрос. Если все так плохо, то почему ваша фракция поддержала бюджет в правительственном варианте?
- На протяжении долгого времени наша фракция критиковала областное правительство - за искусственный профицит, непомерные перечисления средств на погашение долга, сомнительные заимствования в коммерческих банках и на многое другое, о чем я сказал в начале интервью. И если мы видим, что все наши предложения были учтены в нынешнем проекте бюджета, то и мы поддерживаем такой подход. И далее наша фракция намерена действовать в конструктивном русле, обращая внимание исполнительной власти на недочеты.
14.12.2018 года