Вологодская область нуждается в программе развития отдельных муниципальных образований, испытывающих проблемы в социально-экономическом развитии. В этом уверен лидер регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Виктор Леухин.
ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ?
- Позвольте спросить, Виктор Львович, о каких мифах идет речь?
- В данном случае речь идет о попытках власти приукрасить действительность, дескать, посмотрите, как у нас все развивается и людям с каждым днем живется все лучше и лучше. Но это же не так. Сельские жители в иных муниципальных образованиях сидят без света, качественной воды, связи, дорог. Закрываются больницы, школы, дома культуры. Люди сидят без работы.
Недавно мне пришло обращение из огарковской библиотеки - просят оказать помощь в пополнении библиотечного фонда. И это в эпоху цивилизации! Позор! Что же касается стратегии, то для меня очевиден заложенный в ней очередной миф: практически все расчеты развития сельских территорий в этом документе базируются с учетом дотаций и субвенций из областного бюджета. И неудивительно, что подобная информация искажает реальное положение дел на местах.
Между тем, картина складывается безрадостная: в общем объеме доходов бюджетов районов безвозмездные поступления составили 65%, по поселениям - 63, 5%. Среди них наибольший удельный вес занимают субвенции из областного бюджета. Районы больше всего тратят на сферу образования, поселения - на общегосударственные нужды.
В качестве характерного примера, мешающего власти посмотреть на реальное положение дел можно привести ситуацию с участием районов в софинансировании по федеральным программам. Не секрет, что большинство муниципальных районов являются дотационными. Доля софинансирования муниципалитетов в федеральных программах по строительству школ, детских садов, учреждений спорта, культуры и других объектов социальной сферы очень высокая.
Отсюда невозможность проводить реконструкцию и строительство социальных зданий. Ухудшение экономической ситуации, отсутствие точек роста и инвестиций приводит к дефициту рабочих мест. Из-за того, что жители районов не могут устроить своих детей в детские дошкольные и общеобразовательные учреждения и не могут найти работу, они уезжают в города. Как следствие, налоговый потенциал районов ухудшается и собственная доходная база падает. Такая вот логическая цепочка выстраивается.
БОЛЬШЕ ЧЕМ ОШИБКА
- Около десяти лет тому назад областные чиновники отказались от такого понятия как «точка роста» в сельских территориях, сделав упор на промышленную агломерацию. Выходит это была ошибка?
- Это больше чем ошибка, это стратегическая недальновидность людей, лоббировавших интересы крупного бизнеса. Что из этого вышло - тоже известно: объем отчислений по налогу на прибыль от той же Северстали в бюджет Вологодской области в сопоставимых ценах сократился за последние шесть лет более чем в двенадцать раз.
При этом производство металлопроката на предприятии, судя по НДФЛ, особо не сократилось. Причины понятны -желание оптимизировать доходы у олигарха превалирует над интересами региона, и с этим ничего не поделаешь.
Так что теперь нам приходится наполнять областной бюджет за счет фискальных мер, что негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в регионе, не говоря уже об огромном государственном долге региона.
В итоге мы видим, что произошел серьезный перекос в социально-экономическом развитии - в ущерб удаленных от центра сельских территорий. Особую тревогу вызывает ситуация, сложившаяся в наших восточных районах. Речь, в первую очередь, идет о Бабуш-кинском, Никольском, Кичм. - Городецком районах, которые находятся на последних позициях в рейтинге социально-экономического развития муниципальных образований - по зарплате, развитости малого бизнеса, инвестициям и, как следствие, поступлению налогов в бюджеты всех уровней.
- Согласен с вами, Виктор Львович, и в то же время хочу обратить ваше внимание, что в том же рейтинге эти дотационные территории находятся на втором месте по обороту розничной торговли. Эти данные либо говорят о теневом бизнесе, либо о большом количестве пенсионеров и бюджетников. Не так ли?
- Давайте не будем лукавить, этот рейтинг довольно условный, а потому делать такие выводы на его основании не следует. Уровень зарплат в разных районах сильно не различаются, отставание идет на несколько тысяч рублей. Высокий уровень оборота розничной торговли может говорить о том, что в этих районах развита легальная торговая сеть. Что же касается высокого уровня теневого, то его отслеживают главным образом по уровню потребления электроэнергии. Тут о другом надо задуматься.
Статистические данные, которые подаются нам как успехи в развитии территорий, на мой взгляд, искажает реальную картину происходящего на местах. И вот почему. Известно, что доходная часть бюджета в муниципальных образованиях наполняется за счет собственных доходов, а также за счет субвенций и дотаций из областного бюджета. Собственные доходы дотационных муниципальных образований, как правило, не превышают одной трети от общего наполнения. Говоря проще, район сам денег не зарабатывает, но помощь из областного бюджета исправно получает. И вроде картина складывается неплохая, свидетельство чему и высокий оборот розничной торговли, и хорошие зарплаты, и развитие малого бизнеса.
Но если вдуматься, то становится очевидным искажение этого изображения, поскольку реальные успехи территории могут быть связаны только от наполнения казны за счет собственных доходов. Именно они и должны быть краеугольным камнем в расчетах при разработке стратегии социально-экономического развития территории.
ИНИЦИАТИВА СВЕРХУ
- Какой же выход из сложившейся ситуации?
- Если же говорить в целом, то региональная стратегия экономического развития требует, на мой взгляд, нового осмысления в подходах развития дотационных территорий. В этом документе необходимо предусмотреть участие государства в качестве главного участника в становлении точек роста. Важно обратить также внимание на корреляцию инвестиционных планов муниципальных образований с областной стратегией социально-экономического развития региона.
Объясню, почему. Именно сверху виднее, какие проекты, на какой территории должны быть в приоритете. Государство должно точечно планировать заранее и поддерживать в разумных рамках инвестиционную инициативу - где разместить молокозавод, а где и перерабатывающий комбинат и, разумеется, помочь деньгами.
Подчеркну, в стратегии представляется важной оценка текущей ситуации в муниципальных образованиях, какие проблемы их волнуют.
Во-первых, следует определиться с экономическим приоритетом каждого муниципалитета и определить потенциал развития основных секторов экономики с определением наиболее устойчивых конкурентных преимуществ территории.
Во-вторых, представляется важным более четкое определение факторов для успешного развития. А для этого нужны такие данные как доступность капитала; экологическая обстановка; наличие и качество жилья и многое другое.
Когда мы получим такой социально-экономический срез, то придет понимание, в каком направлении следует действовать. От того, насколько нам удастся правильно подобрать инструменты и расставить акценты, зависит будущее наших земляков. Пока что мы слышим бравурные заявления с высоких трибун о преодолении кризисных явлений.
Тем временем в регионе продолжается обнищание населения, уменьшение налоговых поступлений от сектора реальной экономики в бюджеты всех уровней.
28.04.2017 года