Бюджет на фоне мифа
    Структура    Депутаты    Пресса    Бюджет на фоне мифа

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/eb5/eb525b7284fc84af1d83ba75b3d6833e.pngВологодская область нуждается в программе развития отдельных муниципальных образований, испытывающих проблемы в социально-экономическом развитии. В этом уверен лидер регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Виктор Леухин.

- Я неоднократно обращал внимание специалистов депар­тамента стратегического раз­вития на незавершенность это­го концептуального документа, - поясняет депутат. - Причина в том, что за красивыми гра­фиками и умными словами я не увидел самого главного - внятного подхода к развитию дотационных муниципальных образований. Мне хотелось бы понять, насколько реальное положение дел в регионе рас­ходится с данными в докумен­те. Это очень важно, поскольку здесь могут таиться погрешно­сти, искажающие представле­ние о реальной ситуации. Все это приводит к мифотворче­ству.


ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ?

- Позвольте спросить, Виктор Львович, о каких мифах идет речь?

- В данном случае речь идет о попытках власти приукрасить действительность, дескать, по­смотрите, как у нас все разви­вается и людям с каждым днем живется все лучше и лучше. Но это же не так. Сельские жители в иных муниципальных обра­зованиях сидят без света, ка­чественной воды, связи, дорог. Закрываются больницы, шко­лы, дома культуры. Люди сидят без работы.

Недавно мне пришло обра­щение из огарковской библио­теки - просят оказать помощь в пополнении библиотечного фонда. И это в эпоху циви­лизации! Позор! Что же ка­сается стратегии, то для меня очевиден заложенный в ней очередной миф: практически все расчеты развития сельских территорий в этом документе базируются с учетом дотаций и субвенций из областного бюд­жета. И неудивительно, что подобная информация иска­жает реальное положение дел на местах.

Между тем, картина скла­дывается безрадостная: в об­щем объеме доходов бюдже­тов районов безвозмездные поступления составили 65%, по поселениям - 63, 5%. Среди них наибольший удельный вес занимают субвенции из област­ного бюджета. Районы больше всего тратят на сферу образо­вания, поселения - на общего­сударственные нужды.

В качестве характерного примера, мешающего власти посмотреть на реальное по­ложение дел можно привести ситуацию с участием районов в софинансировании по феде­ральным программам. Не се­крет, что большинство муни­ципальных районов являются дотационными. Доля софинансирования муниципалитетов в федеральных программах по строительству школ, детских садов, учреждений спорта, культуры и других объектов социальной сферы очень высо­кая.

Отсюда невозможность про­водить реконструкцию и стро­ительство социальных зданий. Ухудшение экономической ситуации, отсутствие точек ро­ста и инвестиций приводит к дефициту рабочих мест. Из-за того, что жители районов не могут устроить своих детей в детские дошкольные и общеоб­разовательные учреждения и не могут найти работу, они уез­жают в города. Как следствие, налоговый потенциал районов ухудшается и собственная до­ходная база падает. Такая вот логическая цепочка выстраи­вается.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ОШИБКА

- Около десяти лет тому назад областные чинов­ники отказались от такого понятия как «точка роста» в сельских территориях, сделав упор на промыш­ленную агломерацию. Вы­ходит это была ошибка?

- Это больше чем ошибка, это стратегическая недально­видность людей, лоббировав­ших интересы крупного бизне­са. Что из этого вышло - тоже известно: объем отчислений по налогу на прибыль от той же Северстали в бюджет Вологод­ской области в сопоставимых ценах сократился за последние шесть лет более чем в двенад­цать раз.

При этом производство ме­таллопроката на предприятии, судя по НДФЛ, особо не сокра­тилось. Причины понятны -желание оптимизировать дохо­ды у олигарха превалирует над интересами региона, и с этим ничего не поделаешь.

Так что теперь нам при­ходится наполнять областной бюджет за счет фискальных мер, что негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в регионе, не говоря уже об огромном государствен­ном долге региона.

В итоге мы видим, что прои­зошел серьезный перекос в со­циально-экономическом раз­витии - в ущерб удаленных от центра сельских территорий. Особую тревогу вызывает си­туация, сложившаяся в наших восточных районах. Речь, в первую очередь, идет о Бабуш-кинском, Никольском, Кичм. - Городецком районах, кото­рые находятся на последних позициях в рейтинге социаль­но-экономического развития муниципальных образований - по зарплате, развитости мало­го бизнеса, инвестициям и, как следствие, поступлению нало­гов в бюджеты всех уровней.

- Согласен с вами, Вик­тор Львович, и в то же время хочу обратить ваше внимание, что в том же рейтинге эти дотацион­ные территории находятся на втором месте по оборо­ту розничной торговли. Эти данные либо говорят о теневом бизнесе, либо о большом количестве пен­сионеров и бюджетников. Не так ли?

- Давайте не будем лука­вить, этот рейтинг довольно условный, а потому делать та­кие выводы на его основании не следует. Уровень зарплат в разных районах сильно не раз­личаются, отставание идет на несколько тысяч рублей. Вы­сокий уровень оборота рознич­ной торговли может говорить о том, что в этих районах развита легальная торговая сеть. Что же касается высокого уровня теневого, то его отслеживают главным образом по уровню потребления электроэнергии. Тут о другом надо задуматься.

Статистические данные, ко­торые подаются нам как успехи в развитии территорий, на мой взгляд, искажает реальную картину происходящего на ме­стах. И вот почему. Известно, что доходная часть бюджета в муниципальных образованиях наполняется за счет собствен­ных доходов, а также за счет субвенций и дотаций из об­ластного бюджета. Собствен­ные доходы дотационных му­ниципальных образований, как правило, не превышают одной трети от общего наполнения. Говоря проще, район сам денег не зарабатывает, но помощь из областного бюджета исправ­но получает. И вроде картина складывается неплохая, сви­детельство чему и высокий оборот розничной торговли, и хорошие зарплаты, и развитие малого бизнеса.

Но если вдуматься, то ста­новится очевидным искажение этого изображения, поскольку реальные успехи территории могут быть связаны только от наполнения казны за счет соб­ственных доходов. Именно они и должны быть краеугольным камнем в расчетах при разра­ботке стратегии социально-э­кономического развития тер­ритории.

ИНИЦИАТИВА СВЕРХУ

- Какой же выход из сло­жившейся ситуации?

- Если же говорить в целом, то региональная стратегия эко­номического развития требует, на мой взгляд, нового осмыс­ления в подходах развития до­тационных территорий. В этом документе необходимо преду­смотреть участие государства в качестве главного участника в становлении точек роста. Важ­но обратить также внимание на корреляцию инвестицион­ных планов муниципальных образований с областной стра­тегией социально-экономиче­ского развития региона.

Объясню, почему. Именно сверху виднее, какие проекты, на какой территории должны быть в приоритете. Государ­ство должно точечно планиро­вать заранее и поддерживать в разумных рамках инвестици­онную инициативу - где раз­местить молокозавод, а где и перерабатывающий комбинат и, разумеется, помочь деньга­ми.

Подчеркну, в стратегии представляется важной оценка текущей ситуации в муници­пальных образованиях, какие проблемы их волнуют.

Во-первых, следует опреде­литься с экономическим при­оритетом каждого муниципа­литета и определить потенциал развития основных секторов экономики с определением наиболее устойчивых конку­рентных преимуществ терри­тории.

Во-вторых, представляется важным более четкое опреде­ление факторов для успешного развития. А для этого нужны такие данные как доступность капитала; экологическая об­становка; наличие и качество жилья и многое другое.

Когда мы получим такой со­циально-экономический срез, то придет понимание, в каком направлении следует действо­вать. От того, насколько нам удастся правильно подобрать инструменты и расставить ак­центы, зависит будущее наших земляков. Пока что мы слы­шим бравурные заявления с высоких трибун о преодолении кризисных явлений.

Тем временем в регионе продолжается обнищание на­селения, уменьшение налого­вых поступлений от сектора ре­альной экономики в бюджеты всех уровней.

28.04.2017 года


Количество просмотров: 772
Версия для печати Версия для печати

Рекомендовать материал