Комментарий депутата о предоставлении земли для развития крестьянских и фермерских хозяйств
    Структура    Депутаты    Пресса    Леухин В.Л.    Комментарий депутата о предоставлении земли для развития крестьянских и фермерских хозяйств

Наследники Столыпина

Областной парламент принял резонансный закон, определяющий территории, на которых пустующая земля может быть предоставлена всем желающим гражданам в безвозмездное пользование.

Согласно закону — его полное назва­ние звучит так: «Об установлении перечня муниципальных образова­ний Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предо­ставлены в безвозмездное пользова­ние гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осущест­вления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» — граждане смогут получить землю на срок до 6 лет. По истечении 5 лет, при условии надлежащего их исполь­зования, она может быть оформлена в частную собственность.

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/d6b/d6be4e3fe0232b58b7d5837ed0246ef3.jpgГрустим мы о земле, она одна

Как водится, не все главы райо­нов приняли нововведение с вооду­шевлением, поскольку руководители сельских территорий, не успев опом­ниться от кампании по укрупнению сельских поселений, не могли взять в толк: как связать воедино бесплат­ную раздачу земли и наполнение рай­онного бюджета. И не то чтобы забро­шенных земель жалко. Как ни крути, а земля — товар ходовой, и отдавать ее «за здорово живешь» означает отсутствие перспектив получить с нее доход.

В частности, эту проблему на публичных слушаниях между первым и вторым чтением закона обозначил Павел Скобин, глава Миньковского сельского поселения Бабушкинского района. В некоторых районах либо нет свободных земель, как например, сельском поселении

Самотовинское Великоустюгского района, или те зарезервированы для строительства жилья, как, скажем, в поселке Вожега. Глава Семенковского сельского поселения Вологодского района Иван Борин-цев заострил внимание участников публичных слушаний на нехватке земель сельскохозяйственного назна­чения для агрохолдингов. Например, крупному хозяйству «Красная звезда» приходится искать землю под покосы за сто километров от базового предприятия.

В этом отношении интересно мнение сельских предпринимате­лей, для которых, собственно говоря, и проводится земельная реформа. Глава крестьянского хозяйства из Кадуйского муниципального рай­она высказал свое видение земель­ного вопроса. По мнению фермера, существующее ограничение по выде­лению земельного надела для стро­ительства фермы и выпаса скота — до 100 Га — слишком мало для ста­новления крепкого хозяйства. Здесь, видимо, имелся ввиду элементарный арифметический расчет, согласно которому на прокорм одной буренки необходим земельный участок в 1 Га. А для обогрева коровника за счет тепла коров требуется 200 голов. Вот и получается, что для обустрой­ства самообогревающейся фермы требуется земли в два раза больше, чем предусмотрели разработчики закона.

Процент невостребованности

Как бы то ни было, но публичные слушания еще раз напомнили депута­там насколько важно тщательно изу­чить проблематику вопросов, касаю­щихся развития территорий. Второе наблюдение, вынесенное из разгово­ров с заинтересованными лицами — страх, порожденный еще советской идеологией: дай нашим людям землю, они сделают вид, что рабо­тают на ней, а сами только и будут думать о том, как бы поскорее эту землю продать. Что и говорить, подобные опасения имеют под собой почву — были прецеденты, когда заезжие коммерсанты скупали кол­хозные паи и в спекулятивных целях формировали большие участки. Однако никто не мешает прописать в законе защитный механизм.

Существует еще одно расхожее мнение: дескать, сколько не давай земли для развития фермерства, а толку все равно не будет. Наш край находится в зоне рискового земледелия, поэтому малое пред­принимательство на селе и не при­живается — несмотря на, каза­лось бы, весомую государственную поддержку, успешных фермеров в регионе, что называется, можно по пальцам на одной руке пере­считать. Работящие крестьяне уже взяли земельные наделы в аренду и на ней работают, поэтому ника­кой земельной реформы затевать не следует. Но подобные рассуж­дения меркнут на фоне заросших лесом и борщевиком пахотных полей, которых в достатке в сель­ских районах. Согласно статистиче­ским данным, в Вологодской обла­сти используется лишь 39% земель сельскохозяйственного назначения. Причем самые низкие показатели использования земель, не дотяги­вающие даже до 20%, — в четы­рех районах: Белозерском (15%),

Харовском (16%), Верховажском (18%) и Междуреченском (19%). Впрочем, справедливости ради стоит отме­тить, что в Чаго-дощенском, Воло­годском и Черепо­вецком районах этот показатель едва ли не достигает 100% — там вос­требована почти вся земля.

Было гладко на бумаге

Проблема заключается в том, что большая часть земли в первых (с конца) райо­нах вряд ли будет востребована со вступлением в силу обсужда­емого закона. Хотя бы потому, что для занятия, например, живот­новодством, кроме желания, необхо­димы финансовые ресурсы и совре­менные технологии. В противном случае у фермера возникнут про­блемы со сбытом. Следует учиты­вать и особенности почвы. Напри­мер, в Харовском районе почвы пло­дородные, но каменистые. А если не убирать камни с поля, то можно серьезно повредить технику.

Но дело в общем, как пел Высоц­кий, не в гусях, а в том, что в реше­нии столь масштабных вопросов требуется комплексный подход,

ынешняя земельная реформа кардинальным образом разнится со столыпинской. Более ста лет назад идея наделить крестьян землей путем их переселения разрабатывалась под трудолюбивых людей, которых было в избытке. Из центральных густонаселенных губерний переселялись, главным образом, крестьяне среднего достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях общины не могли улучшить свое положение. А сегодня реформа разработана под свободную землю, на которой зачастую просто некому работать.

то есть вместе с выделением земель сельхозназначения необходимо проработать вопрос об их обреме­нении. Не секрет, что часть земель сегодня находится в собственно­сти частных лиц. Собственность эта зарегистрирована в виде паев, доставшихся работникам колхозов. Отобрать паевую землю, даже если она годами не обрабатывается, можно только через суд, а дело это весьма хлопотное и затратное. Существует еще и проблема выделе­ния земли при укрупнении сельских поселений, на территориях «двой­ного подчинения». Так, первый заместитель главы администра­ции Кирилловского района Алек­сандр Юлин обратил внимание на невозможность выделения земли для фермеров в двух муниципаль­ных образованиях по причине того, что их территории входят в состав национального парка «Русский Север». Согласно законодательству, этими землями никто, кроме феде­рального центра, распоряжаться не может.

Публичные слушания показали, что у нового закона среди депутат­ского корпуса и глав территорий больше сторонников, чем противни­ков. По крайней мере, при обсужде­нии закона в зале царила атмосфера умеренного оптимизма. Остается лишь добавить, что новый закон, при всей его неоднозначности, призван вовлечь в оборот неисполь­зуемые земли сельхозназначения. Это должно дать дополнительный толчок для развития территорий, а в перспективе — появлению креп­ких крестьянских хозяйств, о кото­рых так мечтал Петр Столыпин.

Сельским предпринимателям нужна комплексная помощь

«Федеральный закон о предоставлении земли для развития крестьянских и фермерских хозяйств, на базе которого был принят областной закон, безусловно, имеет для развития АПК весьма важное значение, — говорит депутат ЗСО Виктор Леухин. — Но вместе с тем предвижу некоторые труд­ности с его реализацией на местном уровне. На удаленных от областного центра территориях, где земля не пользуется столь повышенным спросом, фермерство будет развиваться лишь при условии комплексной помощи сельским предпринимателям, то есть если весь разобщенный по разным статьям блок поддержки сельского хозяйства будет действовать в единой связке. Посудите сами, сегодня на региональном уровне действует раз­нообразная поддержка фермеров и крестьянских хозяйств в виде суб­сидий и дотаций. Дело, с одной стороны, выгодное, а, с другой, не факт, что сельский предприниматель выполнит требования и попадет во все эти программы».

Выход из этой ситуации законотворец видит один — для желающих по­лучить землю в отдаленных территориях необходимо создать наиболее комфортные условия: «для них нужно сделать налоговые послабления; со стороны профильного департамента предложить фермерским хозяй­ствам комплексные условия поддержки, чтобы те не путались в целевых программах».


Источник: Журнал "Бизнес и власть" №3 2015 (май) стр 46-47

15.05.2015 года


Количество просмотров: 553
Версия для печати Версия для печати

Рекомендовать материал