После того, как на территории области в связи с убыточностью прекратили свою деятельность несколько муниципальных автотранспортных предприятий, работа частных перевозчиков показала, что на «муниципальных» маршрутах она может быть отнюдь не разорительной.
Как известно, организация пассажирских перевозок в муниципальных образованиях относится к компетенции местных органов исполнительной власти. Для обслуживания межрайонных маршрутов во всех районах были созданы специализированные автотранспортные муниципальные автотранспортные предприятия—АТП. Находились они на полном хозрасчете, однако если возникали убытки, они компенсировались из районного бюджета. Развитие конкуренции на рынке межрайонных пассажирских перевозок и недостаток средств в бюджетах привело за последние два года пять муниципальных АТП к разорению («Бабушкинское ПАТП», «Вожегодское г АТП», «Липиноборское АТП», «Тарногское АТП» и «Сямженское АТП»).
Хрестоматийным примером в этом отношении является Тарногский район, где районная власть безуспешно пыталась реанимировать муниципальные пассажирские перевозки. Сергей Гусев, глава Тарногского района, комментируя ситуацию, так определил основные причины, приведшие к краху сначала МУП «Тарногское АТП», а затем возникшего на его обломках МУП «АТП — Тарнога»: «Во-первых, это недостаточный контроль за «серыми перевозчиками пассажиров.
Под видом оказания заказных услуг те выполняют обычные автобусные рейсы по выгодным внутриобластным маршрутам. В результате МУП остается без выручки и терпит убытки. Кроме того, большинство популярных маршрутов (а это прежде всего маршруты, связывающие Тарногу и областной центр) по итогам конкурсных процедур досталось вологодским легальным перевозчикам (речь идет в первую очередь о "ПАТП-2" – прим.ред.), конкурировать с которыми АТП довольно сложно".
Социально-значимые маршруты освоили представители частного бизнеса, которые, к слову, на жизнь не сетуют. И это даже не смотря на то, что, как явствует из отчетных данных, практически все внутрирайонные маршруты убыточны, как отдельные межмуниципальные маршруты. "Депутаты ЗСО не раз проводили круглые столы, пытаясь выяснить, что необходимо сделать на законном уровне с тем, чтобы сохранить пассажирские перевозки в районах на должном уровне и устранить с рынка нелегальных перевозчиков», — вспоминает депутат Виктор Леухин. В областной закон были внесены соответствующие поправки и в итоге, по его словам. удалось-таки прищучить нелегальных водителей.
Помимо муниципальных перевозчиков в ряде случаев районам пришлось расстаться и с… автовокзалами.
Причина их закрытия оказалась прозаической. В рамках борьбы с терроризмом федеральный центр выпустил циркуляр, согласно которому владельцам вокзалов надлежит предпринять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности пассажиров (например, за счет муниципалитетов установить электронные системы контроля пассажиров и круглосуточный полицейский пост). На все это необходимо изыскать финансовые средства. Где их взять — непонятно, денег-то в районной казне кот наплакал, проще повесить замок на здание вокзала...
Как видим, рынок взял свое и освободившую нишу заполнили конкуренты, да и власть вроде бы от этого не проиграла, скорее, напротив — даже выиграла в финансовом плане. Но будут ли способны районные администрации и дальше контролировать ситуацию с перевозками (регулярность, безопасность, сервис, сообщение с малонаселенными пунктами и т. п.) при сокращении числа муниципальных АТП — вопрос, согласитесь, не праздный.
06.03.2015 года