Ежегодный отчет о результатах деятельности Губернатора Вологодской области и Правительства Вологодской области в 2013 году для представления Губернатором Вологодской области Законодательному Собранию Вологодской области
Уважаемые депутаты, уважаемые вологжане!
Сегодня в соответствии с Уставом Вологодской области я представляю вашему вниманию «Отчет о результатах деятельности Губернатора области и Правительства области в 2013 году перед Законодательным Собранием области».
Уважаемые коллеги!
Ни для кого не секрет, какие процессы сегодня происходят в экономике. Как отметил на прошлой неделе Дмитрий Медведев, выступая на коллегии Министерства финансов, экономическая ситуация в Российской Федерации нестабильна. Это связано как с исчерпанием возможностей посткризисного восстановления экономики, так и с политической ситуацией текущего периода.
В этих условиях перед командой Правительства области стояла непростая задача достижения максимальной эффективности работы при минимуме ресурсов.
И сегодня я могу с уверенностью сказать, что 2013 год был для нас непростым, но достаточно результативным. Итак, чего нам удалось добиться за прошедший год.
Бюджетная политика
На фоне роста задолженности в бюджеты всех уровней в целом по регионам Российской Федерации за два последних года задолженность Вологодской области сокращена на 1,6 миллиардов рублей и достигла докризисного уровня.
В бюджет мобилизовано практически 4 миллиарда рублей. По темпам роста поступлений по налоговым и неналоговым платежам (+13%), среди субъектов Северо-Западного федерального округа наш регион занимает 1 место. Если бы не резкое падение налога на прибыль (он снизился на 46% к уровню 2012 года), наш бюджет был бы профицитным.
Сдержанная бюджетная политика позволила сократить дефицит областного бюджета в два раза. Объем дефицита к объему налоговых и неналоговых доходов составил 9%.
Формированию устойчивой бюджетной системы способствовало и сокращение темпов наращивания государственного долга региона. Если в большинстве регионов Северо-Западного федерального округа прирост госдолга по итогам 2013 года составил от 12% до 36%, то у нас изменение государственного долга соответствует 10%.
Меры, предпринимаемые нами, были положительно оценены на уровне Министерства финансов Российской Федерации, и уже в этом году было принято решение о предоставлении за счет федеральных средств бюджетного кредита в 1 миллиард рублей на покрытие дефицита регионального бюджета. Деньги в область уже пришли.
Помимо этого работа с федеральным центром позволила нам привлечь в 2013 году порядка 20 миллиардов рублей. Эти средства были направлены на реконструкцию, ремонт и содержание федеральных дорог, на модернизацию здравоохранения и образования, поддержку сельского хозяйства, а также на строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
В целях улучшения финансовой ситуации проведена работа по оптимизации расходов областного бюджета. В прошлом году они были сокращены на 1,1 млрд. рублей. Мы в числе немногих субъектов Российской Федерации, которые смогли остановить рост бюджетных расходов.
Но мы не будем на этом останавливаться. Прежде всего, мы продолжим работу по оптимизации государственного и муниципального управления. За последние два года количество органов исполнительной государственной власти области и структурных подразделений Правительства области снизилось с 51 до 40, сокращено 25% штатных должностей в органах государственной власти. Количество госслужащих снизилось на 850 человек.
В ближайшие три года штатная численность служащих органов власти и органов местного самоуправления будет сокращена еще на 20%.
Что касается местного самоуправления, то именно работа по укрупнению муниципальных образований, которую мы начали в 2012 году, позволила уменьшить численность управленческого аппарата и, соответственно, снизить расходы на его содержание. Но! Финансовые средства, которые были предусмотрены межбюджетными трансфертами, мы оставили на местах.
Я не один раз говорил о том, что сильные муниципалитеты – залог развития всей области. Межбюджетная реформа, которую мы начали, уже сегодня позволила увеличить собственную доходную базу муниципальных образований на 1,3 млрд. рублей, а также усилить ответственность глав и их заинтересованность в комплексном развитии территорий. По итогам 2013 года 15 муниципальных районов и 47 муниципальных образований перестали быть дотационными.
Экономическая политика
Развитие невозможно без экономики. И здесь первостепенное значение для нас имеют не количественные, а качественные параметры, а также конкурентоспособная экономическая модель.
Для этого мы продолжаем развивать ключевые для нашей области отрасли, инфраструктуру, улучшать инвестиционный климат и поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на то, что объем валового регионального продукта остался на уровне прежнего года, по большинству его составляющих, например, промышленность, торговля и платные услуги, мы закончили 2013 год в плюсе.
Несмотря на колебания мировой конъюнктуры, удалось не допустить снижения объемов промышленности. В целом по области в 2013 году индекс промышленного производства составил 102,3% при среднероссийском значении 100,4%. В Северо-Западном федеральном округе мы занимаем 3 место.
Область по-прежнему сохраняет статус промышленного региона. В расчете на душу населения объем отгруженной промышленной продукции по итогам 2013 года в 1,2 раза выше среднероссийского показателя.
Одним из наиболее перспективных способов поддержки и развития нашей промышленности, а, следовательно, и увеличения доходов бюджета, я считаю реализацию программы импортозамещения. Мы должны максимально удовлетворять потребности населения и предприятий области не за счет ввозимых товаров, а за счет продукции, производимой в самом регионе.
Первые шаги уже сделаны.
В сети Интернет действует База заказов крупных промышленных предприятий Вологодской области. С помощью данной информационной площадки крупные предприятия могут расширить круг своих поставщиков, а малые компании – найти заказчиков продукции.
Одним из примеров кооперации между крупными предприятиями области является подписанное в начале текущего года соглашение о сотрудничестве между Вологодским подшипниковым заводом и дивизионом «Северсталь Российская сталь» о взаимной поставке подшипников и стали.
Примером такого сотрудничества на уровне органов власти и предприятий области можно считать соглашение об обеспечении сельхозпроизводителей области минеральными удобрениями ежегодно заключаемое между Правительством области и компанией «ФосАгро».
Вместе с тем, лучшей «инъекцией» в развитие экономики являются инвестиции.
Сегодня в области мы наблюдаем некоторое снижение объема инвестиций, но это результат «инвестиционной паузы». Мы завершили несколько крупных программ в химическом производстве, трубопроводном транспорте.
Но на фоне снижения объемов инвестиций по этим сферам ряд отраслей все-таки увеличил объем - от 120% до 200%. Это производство пищевых продуктов, лесозаготовка, производство целлюлозы, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования.
Безусловно, в условиях замедления темпов экономического роста борьба между регионами за потенциальных инвесторов будет усиливаться. Именно поэтому мы должны использовать все возможности для инвестиционной активности бизнеса.
Год назад я дал поручение подготовить инвестиционную стратегию области. В результате в Стратегию социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года добавлен отдельный раздел - «Стратегия инвестиционной политики». В соответствии с ним цель инвестиционной политики - создание максимально комфортных условий ведения бизнеса на территории области, а также формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.
Среди финансовых инструментов инвестиционного стимулирования - льготы, инвестиционные налоговые кредиты, государственные гарантии, залоговое обеспечение.
Вместе с тем, имея непростой опыт за плечами, мы очень внимательно относимся к потенциальным инвесторам. Отвечая на один из вопросов депутатов, который поступил перед отчетом, хочу отметить, что сегодня все предоставляемые преференции подлежат обязательному мониторингу. Во главу угла мы ставим бюджетную эффективность. В первую очередь это касается предоставления налоговых льгот и государственных гарантий области. По результатам мониторинга (и это закреплено нормативно) может быть принято решение об отмене этих преференций.
В 2013 году принят закон о создании регионального инвестиционного фонда для последующего предоставления инвесторам бюджетных ассигнований на строительство объектов инфраструктуры. Такие фонды я предложил создать и в муниципалитетах. И уже сегодня Тотемский район, первым из районов области, создал муниципальный залоговый фонд и уже реально воспользовался этим инструментом.
С целью создания благоприятных условий для потенциальных инвесторов мы продолжаем работу с Министерствами по созданию в области особой экономической зоны и развития на ее базе необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Одним из ведущих направлений в сфере развития инвестиционного потенциала деятельности является развитие механизма государственно-частного партнерства. В рейтинге готовности регионов к ГЧП Торгово-промышленной палаты Российской Федерации наша область заняла 8 место.
Центром активности государственно-частного партнерства стала Корпорация развития Вологодской области. Ее основные функции - инициирование проектов, привлечение инвесторов, оформление необходимой документации и дальнейшее сопровождение. Уже сегодня Корпорация развития Вологодской области ведет более 60 новых проектов на общую сумму более 30 млрд. рублей.
Лесопромышленный комплекс
Одна из отраслей, где продолжается активная работа по инвестиционному развитию, – это лесопромышленный комплекс. У нас самые большие объемы заготовки древесины на Европейской части Российской Федерации (14 млн. кубометров - в России мы занимаем второе место), и одна из самых больших расчетных лесосек (29 млн. квадратных метров). И именно лесопромышленный комплекс в последнее время полноценно создает производства с высокой добавленной стоимостью.
Завершена модернизация мощностей ООО «Сокольский ДОК» («Сокольский деревообрабатывающий комбинат») по производству домов из клееного бруса, каркасно-панельных домов, производству комплектующих материалов для индивидуального малоэтажного деревянного домостроения.
Продолжается реализация проектов по реконструкции действующего бумажного производства на ООО «Сухонский ЦБК».
В настоящее время 17 инвестиционных проектов включены в перечень приоритетных в области освоения лесов. Хочу отметить, что всего в России таких проектов 120, из них 17 – в нашей области, а это больше, чем в любом другом регионе страны.
Только в прошлом году в перечень приоритетных включены 2 проекта: ООО «Вологодские безотходные технологии» (организация производства древесных гранул и углубленная деревообработка лесов) и ООО «Устьелес» (строительство фанерного комбината в городе Сокол).
Полностью реализовано 3 инвестиционных проекта: ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», ООО «ЛДК № 2» (Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат № 2») ОАО «Сокольский ДОК» («Сокольский деревообрабатывающий комбинат»).
Кроме того, состоялся запуск первой очереди реконструкции лесопильного производства действующего предприятия ООО «Харовсклеспром», также входящего в перечень приоритетных.
Крупнейший в стране инвестиционный проект по строительству завода по производству сульфатной целлюлозы будет реализован в Вологодской области благодаря заключенному 4 октября 2013 года соглашению между Правительством области и ЗАО «СВЕЗА». Объем инвестиций по проекту составит более 60 миллиардов рублей. Производственная мощность - более 1 миллиона тонн целлюлозы в год. Это будет самый современный, высокотехнологичный и экологически безопасный завод в мире.
Мы занимаемся не только переработкой древесины, но и защитой нашего лесного богатства.
В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора организована работа по выявлению и пресечению лесонарушений: авиапатрулирование и проведение рейдов на территории лесного фонда, утвержден План мероприятий по реализации «особого режима» на территории Бабушкинского района.
В 2013 году организована работа по внедрению «Лесных паспортов сельских поселений». В них содержится актуальная информация обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность по заготовке или переработке древесины, о лесозаготовительной и лесовозной технике, деревообрабатывающем оборудовании, численности рабочих, средней заработной плате и налоговых отчислениях.
В результате проводимой работы наблюдается тенденция к снижению количества незаконных рубок и причиненного ими ущерба.
Так за 2013 год по сравнению с 2012 годом количество незаконных рубок сократилось на 7,6%, а ущерб – на 45%, возмещение ущерба от незаконных рубок увеличилось почти в 2 раза.
Среди регионов СЗФО Вологодская область в 2013 году заняла второе место по оперативности тушения и предотвращению лесных пожаров. Средняя площадь одного пожара снижена до 1,5 га (за последние 5 лет средняя площадь составляла 2,2 га).
Сельское хозяйство и производство пищевых продуктов
Еще одна приоритетная отрасль региональной экономики – сельское хозяйство. Продукция отрасли животноводства, а особенно – молочного скотоводства, в Вологодской области исторически и территориально имеет конкурентные преимущества по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Но 2013 год был для сельского хозяйства очень сложным.
Засушливая погода в мае-июне 2013 года, а также продолжительные дожди в период уборки вызвали снижение урожайности зерновых культур. Финансовые проблемы ряда крупных предприятий привели к ухудшению ситуации в животноводстве.
Несмотря на сложную ситуацию, нам удалось сохранить лидирующие позиции в Российской Федерации по производству сельхозорганизациями молока (4-е место) и яиц (9-е место) в расчете на 1 жителя.
Во многом это удалось благодаря активной работе с федеральным центром. В 2013 году для развития АПК области привлечено 1,6 млрд. рублей из федерального бюджета, что в 2 раза превышает уровень 2011 года.
Из 8 экономически значимых программ развития сельского хозяйства, направленных на конкурс в Минсельхоз России, 7 программ получили государственную поддержку на федеральном уровне в объеме 223,4 млн. рублей.
Всего на поддержку регионального сельского хозяйства в 2013 году было выделено 2,4 млрд. руб.
Сегодня, понимая всю важность данного сектора, мы не только сохраняем финансирование сельского хозяйства на прежнем уровне, но и предлагаем увеличить на 0,5 млрд. рублей.
Приведу несколько проектов, реализация которых стала возможна при государственной поддержке.
Было продолжено строительство свинокомплекса в Грязовецком районе на 25 тысяч голов свиней, а также проект по строительству производственных комплексов по переработке овощей, грибов, ягод в Усть-Кубинском и Великоустюгском районах. Замечу, что это крупнейший инвестиционный проект по созданию логистического центра по заготовке, первичной и глубокой переработке овощей, плодовой ягодной продукции и грибов. Это единственное предприятие на российском рынке, которое будет проводить все этапы переработки в рамках одной организации и в таких объемах.
В 2013 году на животноводческих объектах активно внедрялось современное доильное оборудование: проведена реконструкция и модернизация на 37 животноводческих объектах. Построены новые животноводческие помещения в четырех сельхозорганизациях области.
Хозяйство ООО «Заря» Чагодощенского района, где реализуется инвестиционный проект по созданию племенного репродуктора специализированных мясных пород крупного рогатого скота и производству высококачественной говядины, закупило 400 голов племенного скота породы Герефорд и в декабре 2013 года получило статус племенного репродуктора.
Реализован первый этап проекта по глубокой переработке льносырья и производства льносодержащей продукции (АПК «Вологодчина»).
Завершен инвестиционный проект ООО «Нестле Россия» по строительству в Вологде комплекса зданий фабрики по производству детского питания.
Уважаемые коллеги! Нам есть, чем гордиться!
Тем не менее, одной из острых проблем для области является отток населения с сельских территорий. За последние 20 лет численность сельского населения области сократилась более чем на четверть. Именно поэтому, в прошлый раз, выступая в этом зале, я дал поручение разработать принципиально важную подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы». Сегодня она принята, а её результатом должно стать не только развитие инфраструктур на селе, но и создание более 3 тысяч новых рабочих мест.
Для повышения конкурентоспособности предприятий АПК и торговли области ведется работа по внедрению системы добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт». На сегодняшний день пользователями торгового знака «Настоящий Вологодский продукт» являются 25 вологодских товаропроизводителей (свыше 650 наименований продукции), удерживающих стабильно высокий уровень качества. Настоящий вологодский продукт не только вошел в торговые сети Российской Федерации, но и поставляется в 10 стран мира. Безусловно, это говорит о высоком качестве наших продуктов!
Малое и среднее предпринимательство
Поддержка малого и среднего бизнеса - один из механизмов перехода на эффективное экономическое развитие.
В 2013 году объем средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, с учетом финансирования из областного и федерального бюджетов, а также с учетом капитализации Гарантийного фонда и Фонда ресурсной поддержки малого и среднего бизнеса, составил 572 миллиона рублей. Это максимальная сумма за последние 5 лет!
С прошлого года комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется в рамках государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы». Программа ориентирована на поддержку предприятий промышленного, производственного сектора, на компании, которые вкладывают средства в модернизацию производства, приобретение нового оборудования, внедрение современных технологий.
В области развиваются малые инновационные предприятия. Например, ООО «Александра-Плюс», которая к концу 2014 года планирует в 2 раза расширить производственные площади, реализуя проект по строительству цеха ультразвукового оборудования.
В соответствии с моим поручением создана автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития», которая объединит усилия предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления в интересах реализации общих проектов.
Одной из проблем, с которой столкнулся малый бизнес в 2013 году, стало повышение страховых взносов во внебюджетные фонды. С целью поддержки индивидуальных предпринимателей с 1 октября 2013 года Фондом ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства был введен новый кредитный продукт: «беспроцентный займ» до 35 тысяч рублей сроком на 12 месяцев под 0% годовых для уплаты взносов в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
В результате всех принимаемых мер наблюдается ряд положительных тенденций в сфере развития малого и среднего бизнеса области. Количество малых предприятий за прошлый год увеличилось на 6% . Доля оборота малого бизнеса в общем обороте увеличилась на 2,6 процентных пункта (до 31,3%), тогда как этот показатель по Российской Федерации – 29%.
Но мы на этом не останавливаемся. Новым направлением развития для нас является социальное предпринимательство – предпринимательство на благо общества. В Центре инноваций социальной сферы, который планируется открыть в Череповце в ближайшем будущем, будет осуществляться поддержка социальных предпринимателей, обучение людей основам предпринимательской деятельности, формирование единой базы отобранных проектов, готовых к предоставлению инвесторам и тиражированию, создание рабочих мест для членов многодетных семей, людей с ограниченными возможностями.
Топливно-энергетический комплекс
По-прежнему важным для нас остается развитие инфраструктур.
Считаю, что за последние годы нам удалось сделать рывок в модернизации энергосистемы области.
В целях снижения дефицита генерируемой мощности на территории региона завершено строительство нового энергоблока на Череповецкой ГРЭС. На Вологодской ТЭЦ завершено строительство парогазовой установки. Сегодня оборудование станций работает в пусконаладочном режиме. Ввод данных объектов увеличит общую генерирующую мощность более чем на 35%!
Старт эксплуатации в прошлом году новой подстанции ПС 220 кВт «Вологда Южная» позволил снять ограничения по технологическому присоединению потребителей города Вологды и близлежащих районов. В 2014 году планируется начало строительства газопоршневой электростанции ЗАО «Вологодский подшипниковый завод».
Одним из приоритетных направлений в сфере повышения уровня комфортного проживания населения области является повышение уровня газификации природным газом. По итогам 2013 года природный газ пока доступен потребителям 15 из 26 районов области.
Но уже на сегодняшний день завершена разработка проектно-сметной документации по строительству газопроводов-отводов к городу Устюжне с отводами к деревням Дубровка и Даниловская Устюженского района и к городу Харовску.
Продолжается работа по получению положительного заключения экспертизы ОАО «Газпром» и включения в инвестиционную программу проекта по газификации Кириллова и Вытегры, а также села Липин Бор.
После завершения всех необходимых процедур и согласований мы сможем приступить непосредственно к газификации, которую так ждут в районах области!
В 2013 году была продолжена работа по модернизации и техническому перевооружению котельных, в том числе для перевода их на местные виды топлива. Уже сегодня объемы ввозимых видов топлива (угля и мазута) снижены на 30%! Это позволит обеспечить качественное и бесперебойное теплоснабжение, а также не допустить роста тарифов.
Всего в 2013 году построено и введено в эксплуатацию 14 новых котельных. Самые крупные – котельная в городе Харовске, топливом которой являются промышленные древесные отходы, котельные в Вологодском и Череповецком районах.
Дорожное хозяйство и транспорт
Еще одна ключевая инфраструктура – дорожная.
По итогам 2013 года отремонтировано 56 км автодорог, введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 6,3 км автодорог и 76,2 погонных метров мостов.
Расходы на дорожное хозяйство на 2013 год были утверждены в объеме 5,2 миллиарда рублей. Из них 421,7 миллиона рублей было выделено местным бюджетам, что более чем в 11 раз выше уровня 2012 года.
На развитие сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории Вологодской области, в 2013 году было привлечено 6,4 миллиарда рублей из федерального бюджета, что почти в полтора раза выше, чем в 2012 году.
Мы проводим работу по передаче автомобильных дорог регионального значения в перечень автомобильных дорог федерального значения. Так, в такой перечень в конце 2013 года включена автомобильная дорога Вологда-Медвежьегорск. Теперь ее содержание и ремонт будет финансироваться из федерального бюджета, а средства областного Дорожного фонда возможно перераспределить на строительство и содержание других дорог Вологодской области.
Буквально на прошлой неделе я обратился в Министерство транспорта с инициативой о передаче в федеральную собственность еще одной дороги, которая идет по территории трех регионов: Санкт-Петербург - Новая Ладога - Вытегра - Плесецк - Архангельск. В Вологодской области в ближайшие годы может появиться четвертая федеральная трасса.
Продолжается работа по завершению строительства обхода города Вологды. В этом году в федеральную программу включены расходы на проектно-изыскательские работы, а строительство указанного участка в соответствии с данной программой планируется уже с 2015 года.
Значимым для нас событием в транспортной сфере стало в 2013 году открытие пункта пропуска через государственную границу в аэропорту «Череповец». Кроме того, как вы знаете, принято решение о возобновлении авиасообщения между Вологдой и Москвой с 1 июня 2014 года.
Одной из болевых точек 2013 года, волнующей и жителей области, и депутатов, стала возможность сокращения пригородных железнодорожных перевозок. По итогам непростых переговоров с руководством Северной железной дороги и ОАО «Северная пригородная пассажирская компания», Правительство области заключило контракт сроком на полгода на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что особенно важно, - с сохранением перечня маршрутов и числа пригородных поездов.
Но, и хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, что сохранение пригородного железнодорожного сообщения в будущем возможно только при условии перехода на экономически обоснованные тарифы. Это требование РЖД!
Жилищное строительство и ЖКХ
Обеспечение жильем и качество жилищно-коммунальных услуг остаются одной из сфер, наиболее волнующих жителей области.
Тем не менее, и в этой сфере есть положительные тенденции. В 2013 году на территории области введено в эксплуатацию более полмиллиарда квадратных метров жилья (588,8 тысяч квадратных метров), что на 40% выше уровня 2012 года. Ввод в эксплуатацию индивидуальных домов вырос в 2 раза. Таким образом, по уровню обеспеченности жильем мы занимаем 8 место в России (обеспеченность в нашей области по итогам 2013 года составляет 27,5 квадратных метров на человека).
Но есть категории вологжан, которые наиболее нуждаются в обеспечении жильем. И в 2013 году мы продолжили реализацию мероприятий по решению этих задач.
За счет средств федерального и областного бюджета в 2013 году произведены выплаты на приобретение жилья ветеранам ВОВ, инвалидам и ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, гражданам, уволенным с военной службы, детям-сиротам, молодым учителям, молодым семьям и другим категориям.
Два из двадцати пяти вопросов депутатов, направленных в мой адрес, касались увеличения финансирования обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому хочу остановиться на это более подробно.
В общем областном списке детей-сирот на 1 января 2013 года учтено 3851 человек, из них у 2023 человек в 2013 году наступили основания для внеочередного обеспечения жильем. Потребность в финансовых средствах на обеспечение жильем составляет порядка 2,3 миллиарда рублей, выделение которых единовременно не представляется возможным в связи с ограниченными возможностями областного бюджета.
Не все сразу, но в прошлом году на обеспечение жильем детей-сирот было выделено 215 миллионов рублей. Построено и приобретено 136 однокомнатных квартир. Начато строительство 216 квартир с вводом в 2014-2015 годах. В 2014 году на обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено выделение средств в размере 295,5 миллионов рублей (137% к уровню 2013 года).
По-прежнему острой остается для области необходимость переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2013 году переселено 683 человека из 79 аварийных домов.
Кроме того, производился капитальный ремонт домов. В 2013 году в области отремонтировано 65 многоквартирных домов.
С 2014 года в соответствии с федеральным законодательством взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах стали обязательными для всех жителей области. Владельцам жилья было предложено два способа оплаты: на специальный счет дома или на счет регионального оператора.
Планировалось, что до 30 марта 2014 года вологжане должны были выбрать способ перечисления этих средств, а с мая начать платить взносы на капремонт. По моей инициативе, сроки определения способа формирования фонда перенесены с марта на 1 августа этого года. Дата первого платежа в фонд капитального ремонта будет перенесена на 1 октября. Это даст жителям области возможность оценить все «за» и «против» и принять оптимальное решение.
В 2013 году активно обсуждался вопрос введения социальной нормы потребления электрической энергии для населения. Нами было принято решение перенести сроки введения нормы, что позволит нам провести все необходимые расчеты и максимально учесть интересы всех групп населения.
Уважаемые коллеги!
В целях обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, а также доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2013 году из областного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов области было выделено 50 миллионов рублей.
За счет средств федерального и областного бюджетов завершено строительство очистных сооружений водопровода в городах Великий Устюг и Кириллов. В результате в настоящее время более 43 тысяч человек обеспечено качественной питьевой водой.
Однако развитие экономики и инфраструктур самих по себе не имеет смысла, если это не приводит к улучшению качества жизни жителей области.
Здравоохранение
В 2013 году успешно завершена реализация Программы модернизации здравоохранения, общий объем финансирования которой составил 5,2 миллиарда рублей.
В результате обновился облик больниц. Проведен капитальный ремонт в 66 учреждениях области, приобретено 1333 единицы медицинского оборудования. Модернизация коснулась практически всех ЦРБ, учреждений родовспоможения. Существенно обновлен парк санитарных автомобилей, - за 2 года в область поступило 135 новых автомобилей.
Тем не менее, основной проблемой отрасли здравоохранения является дефицит медицинских кадров, прежде всего в сельском здравоохранении. Мы приступили к ее решению. С целью закрепления медицинских кадров на селе в прошлом году 19 врачам произведены единовременные выплаты в размере 100 тысяч рублей. Заключены договоры с 23 медицинскими работниками на единовременные компенсационные выплаты в объеме 1 миллион рублей.
Совместно с Администрацией города Вологды и мэрией города Череповца рассмотрен вопрос о предоставлении за счет средств бюджетов городов денежной компенсации расходов по найму жилых помещений 30 врачам, работающим в городе Череповце, и 82 медицинским работникам в городе Вологды.
В рамках целевой контрактной подготовки от Вологодской области в медицинские вузы поступило 132 человека, что на 30 больше, чем в 2012 году.
Уверен, что повышению привлекательности работы в системе здравоохранения будет служить и заработная плата, которая в прошлом году по отрасли увеличилась на 13,2%.
Для отрасли здравоохранения 2013 год ознаменовался началом развития государственно-частного партнерства. Это и заключенное с Компанией «Бодрость» соглашение по переоснащению и увеличению мощности гемодиализных отделений в городе Вологде, и соглашение с АНО «Новая скорая и неотложная помощь» по удовлетворению потребности в автомобилях скорой медицинской помощи, а также соглашение с компанией «Проекты в сфере здравоохранения» по созданию Центров оказания первичной медпомощи в активно развивающемся Зашекснинском районе города металлургов.
Физическая культура и спорт
Залогом сохранения здоровья населения является развитие физической активности. Поэтому приоритетным для нас является финансирование массового, а не профессионального спорта.
Сегодня уже есть первые результаты. По итогам прошлого года мы видим увеличение числа тех, кто систематически занимается спортом. Это каждый пятый житель области, что выше среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу.
В 2013 году проведено 178 областных соревнований по различным видам спорта с общим количеством участников 20 тысяч человек. 2 тысячи вологодских спортсменов приняли участие в 302 всероссийских и 35 международных соревнованиях.
Для развития спортивной инфраструктуры мы стараемся привлечь федеральные средства. В 2013 году Правительством области и Министерством спорта Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве в сфере развития физической культуры и спорта, предусматривающее строительство и реконструкцию 9 спортивных объектов Вологодской области до 2016 года.
Безусловно, для всей России 2013 год прошел под флагом предстоящих Олимпийских игр в Сочи. Вологодская область не осталась от этого события в стороне. 20 октября 2013 года Вологда стала 24 по счету городом на пути следования Эстафеты Олимпийского огня. Для Вологды и Вологодской области это был по-настоящему исторический день. Мы стали частью олимпийской истории, это большая честь для каждого вологжанина. Оргкомитет Эстафеты Олимпийского огня признал вологодский этап эстафеты одним из лучших по организации. Аналогичное мероприятие - «Эстафета Паралимпийского огня» - состоялось 1 марта 2014 года в Череповце.
Кроме того, в Олимпийском парке в Краснодарском крае была построена Резиденция Деда Мороза, которая стала одним из самых посещаемых объектов. Там побывало более 750 тысяч туристов.
А в марте 2013 года в Великом Устюге состоялся Первый Зимний Фестиваль Деда Мороза на кубок олимпийских чемпионов. Вместе с детьми 3 регионов Северо-Западного федерального округа его посетили приехали 14 олимпийских чемпионов. В этом году эта традиция будет продолжена.
Образование
Вологодчина – родина одаренных детей.
В прошлом году увеличилось число победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Вологодская область вошла в десятку регионов Российской Федерации по результативности участия команд в заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
Растет количество выпускников, получивших по результатам ЕГЭ 100 баллов. Максимальный балл получили 76 выпускников, что в 2 раза выше, чем в 2012 году.
Во многом эти достижения стали возможными благодаря педагогам, которые трудятся в школах Вологодчины. Повышение заработной платы педагогическим работникам учреждений общего образования в прошлом году на 38,3% - достойное вознаграждение за их труд.
Кроме этого, 2013 год стал завершающим этапом модернизации общего образования.
В результате во всех начальных и базовых школах нашей области появилось современное компьютерное оборудование. Теперь учебные заведения полностью отвечают требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Школы области обеспечены учебниками, комплектами учебно-лабораторного и компьютерного оборудования.
В 2013 году осуществлен капитальный ремонт 32 школ и 1 учреждения дополнительного образования детей. Осуществлена реконструкция здания школы на 140 мест в деревне Торопово Бабаевского района, а также построена школа на 130 мест в поселке Ломоватка Великоустюгского района.
По моему поручению для поддержки развития одаренных детей открыт региональный центр дистанционного образования на базе Вологодского многопрофильного лицея.
А благодаря расширению сети ресурсных центров дистанционного образования все дети-инвалиды области получили возможность обучения.
Мы продолжаем работу по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях.
В 2013 году мы получили из федерального бюджета 476 миллионов рублей на строительство детских садов и дополнительно открыли 2650 мест по всей области. Работа по привлечению средств федерального бюджета на эти цели продолжается и в этом году. Первый транш по линии Министерства образования – 198 миллионов рублей - мы получили в начале года, на минувшей неделе поступила информация о выделении второго транша на строительство детских дошкольных учреждений в объеме 419 миллионов рублей. За два года мы привлекли на эти цели более 1 миллиарда рублей.
Развивается государственно-частное партнерство в профессиональном образовании. Вклад работодателей в эту сферу в 2013 году составил 76 миллионов рублей.
Действуют 19 ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики области. Они оснащены и оборудованы современным учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием. Создан учебный центр профессиональной квалификации на базе Череповецкого металлургического колледжа как проект государственно-частного партнерства с ОАО «Северсталь».
Еще один ресурсный центр действует на базе Череповецкого химико-технологического колледжа. Он реализует короткие программы подготовки по профилю учебного заведения. В 2014 году планируется преобразование ресурсного центра в учебный центр профессиональной квалификации (один из пяти учебных центров в системе СПО области, которые создаются по Указу Президента Российской Федерации).
В 2011-2013 годы в рамках ГЧП и на основании договора между ОАО «ФосАгро-Череповец» и департаментом образования области на условиях софинансирования проведены мероприятия по капитальному ремонту колледжа, обновлению учебно-материальной базы, оснащению новых специальностей на общую сумму более 90 миллионов рублей.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов высоко оценил деятельность колледжа во время своего визита в феврале 2014 года.
Помимо этого с ОАО «ФосАгро» заключено Соглашение по вопросам модернизации системы профессионального образования кадрового обеспечения отрасли «Химия» на 2014-2015 годы, что позволило обеспечить победу региона в федеральном конкурсе по направлению «Совершенствование региональных программ развития профессионального образования» и получить средства федеральной субсидии (в 2014 году – 13 миллионов рублей).
Социальная политика
Значимым для области событием в сфере социальной политики стала подготовка к заседанию президиума Государственного совета Российской Федерации «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства», который провел 17 февраля в Череповце Президент Владимир Путин.
Был обобщен и структурирован опыт всех 83 российских регионов, подготовлены статистические и аналитические материалы, которые получили высокую оценку экспертов. Ключевые предложения, подготовленные вологжанами, вошли в перечень поручений Президента по итогам заседания Государственного Совета.
Вологодская область не случайно стала регионом, на который пал выбор проведения Госсовета по этой тематике.
Мы проводим последовательную политику по поддержке материнства и детства. Так, с 1 января 2013 года малоимущим семьям области выплачивается ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка до достижения им возраста трех лет в размере (2013 - 6,4 тысячи рублей, в 2014 году размер выплаты увеличен до 7,2 тысяч рублей).
Продолжена выплата и «областного материнского капитала»: 100 тысяч рублей получили около 2 тысяч женщин.
Новым проектом для области, к реализации которого мы уже приступили, является проект по поддержке многодетных семей, имеющих 8 и более детей. Фактически это предоставление одному из многодетных родителей возможности одновременно с процессом воспитания своих детей зарабатывать пенсию, так как кроме пособия область будет перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд для формирования накопительной части пенсии этих граждан.
Вологодская область стала одним из пилотных регионов по отработке технологии социального сопровождения семей с детьми-инвалидами. В 2013 году введен в эксплуатацию вспомогательный корпус реабилитационного центра «Преодоление», а опыт его работы был признан одним из лучших в России.
Мы продолжаем оказывать адресную социальную помощь.
В прошлом году получил развитие новый вид такой помощи, стимулирующий трудовую занятость граждан: социальное пособие на основании социального контракта. Этот опыт также был представлен нами в рамках заседания Госсовета. 88% получателей данного вида помощи смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию, в том числе, все ранее неработавшие возобновили трудовую деятельность.
Мы создаем рабочие места для инвалидов. За год создано 136 специально оборудованных рабочих мест. Благодаря всем реализуемым мерам в 2013 году общее трудоустройство инвалидов возросло в 1,5 раза.
Культура и туризм
Вологодская область в прошедшем году в очередной раз подтвердила свою значимость в развитии культуры страны.
Регион стал площадкой для проведения проекта «Новогодняя столица России». Именно наш областной центр стал вторым городом, которому Министерство поручило организацию статусной акции. Мероприятия проекта посетили более 130 тысяч человек – вологжан и гостей города. Такие проекты являются главным условием успешного развития событийного туризма и роста туристического потока в регион. Поэтому мы планируем сделать аналогичное мероприятие ежегодным и назвать его «Вологда – новогодняя столица Русского Севера».
Крупными культурными проектами 2013 года также стали: программа юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения поэта-фронтовика Александра Яковлевича Яшина, театрально-концертный сезон «Лето в Кремле», 9-й Международный фестиваль молодого европейского кино «VOICES» и другие.
Продолжались мероприятия по сохранению культурного наследия Вологодчины. В 2013 году работы по сохранению объектов культурного наследия выполнялись более чем на 35 объектах.
В 2013 году в рамках подготовки празднования 500-летия обретения мощей Мартиниана Белозерского за счет средств федерального и областного бюджетов проводилось финансирование научно-исследовательских, проектно-сметных и ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия - Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря.
Как вы знаете, 2014 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом культуры. В начале этого года мы дали старт интернет - конкурсу «Имя в культуре Вологодчины» в рамках областного проекта «Ими гордится Вологодчина». По итогам всенародного голосования будут выбраны 20 героев культуры нашего региона.
Активно велась работа, направленная на максимальное использование туристского потенциала региона. За счет средств инвесторов введено более 40 объектов туристской инфраструктуры в районах области.
Привлекаются федеральные средства. Так, в 2013 году из федерального бюджета бюджету Вологодской области выделена субсидия в размере 100 миллионов рублей на реализацию инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного кластера «Насон-город» города Вологды». В целом за счет различных источников планируется направить почти 1,5 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на реконструкцию памятников архитектуры, строительство объектов транспортной инфраструктуры и объектов внешнего благоустройства, брендовых магазинов, мини-гостиниц, объектов общественного питания и развитие выставочного комплекса «Вологодская слобода».
За счет проводимых культурных мероприятий, а также развития туристских проектов, нам удалось обеспечить в 2013 году рост турпотока на 8,2%.
Открытость власти и развитие государственной службы
Новое качество власти предполагает работу государственного служащего на благо людей.
Именно для этого мы реализуем ряд проектов.
Во-первых, это «Команда Губернатора: Ваша оценка», итоги которой мы недавно подвели. По итогам 2013 года через Интернет было поставлено 94,1 тысяч оценок, более 204,4 тысяч голосов получено посредством бланочного голосования. 300 независимых экспертов оценили результаты деятельности руководителей органов исполнительной государственной власти области, глав муниципальных районов и городских округов.
Второй крупный проект - «Команда Губернатора: муниципальный уровень», впервые реализованный в 2013 году. Основная цель проекта - вывести управление на местах на качественно новый уровень, сформировать команду управленцев, способных брать на себя ответственность и решать задачи по улучшению качества жизни вологжан.
Участниками проекта стали 275 человек из всех муниципальных образований области. Результат проекта «Команда Губернатора: муниципальный уровень» – разработка и реализация участниками собственных проектов, поддержанных населением на сельских сходах, и затрагивающих наиболее актуальную для населения проблематику. На защиту было представлено 195 проектов, 30 проектов получили грантовую поддержку со стороны областного бюджета.
Мы продолжаем формировать и развивать систему обратной связи с населением области.
Ежегодный объезд мною районов и городов позволил мне встретиться более чем с 10 тысячами вологжан в формате «живого общения». А по почте, в том числе, и через сеть Интернет, мы получили 12 тысяч обращений, которые были внимательно рассмотрены органами власти области.
В 2013 году дан старт новому проекту – «Молодежное правительство Вологодской области». Уверен, что Молодежное правительство и Молодежный парламент, созданный под эгидой Законодательного Собрания области, станут площадками конструктивного диалога с властью, на которой молодежь сможет выразить свое мнение и быть услышанной.
В целях развития диалога власти и общества создаются новые механизмы гражданского участия в государственном управлении.
Создан институт уполномоченных: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по защите прав предпринимателей. Кандидатуры на эти должности были выдвинуты общественными организациями и прошли публичное обсуждение.
Образованы общественные советы при всех органах исполнительной государственной власти области и органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Совместно с депутатами Законодательного Собрания области был разработан закон, закрепляющий институт старост в населенных пунктах нашего региона. А со следующего года начнет свою работу Общественный Совет старост при Губернаторе области, состав которого будет определен по итогам конкурса «Лучший староста года».
Впервые в 2013 году на территории области ввели общественный контроль за проведением закупок, стали проводить общественные обсуждения закупок с начальной стоимостью от 100 миллионов рублей.
По результатам экспертного анализа госзакупок за 2013 год, проведенного независимой общественной организацией «Безопасное Отечество», Вологодская область в антикоррупционном рейтинге по закупкам занимает 11-е место. Это говорит о том, что обеспечен необходимый уровень работы по профилактике и предотвращению коррупции при проведении закупок на территории области.
Еще одно направление повышения качества взаимодействия власти и населения – упрощение доступа к получению государственных услуг.
В настоящее время на территории Вологодской области созданы и функционируют 7 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, 4 из которых открыты в 2013 году. В итоге обеспечен доступ 34% населения области к государственным и муниципальным услугам по принципу «одного окна».
В целях усиления ответственности государственных гражданских служащих в 2013 году в 3 органах исполнительной государственной власти области проведен эксперимент по материальному стимулированию с использованием показателей эффективности и результативности. С начала 2014 года подобная система введена во всех органах власти. Таким образом, в работу органов исполнительной государственной власти области внедрен принцип: зарплату чиновник должен заработать.
Уровень жизни
Уважаемые друзья!
Одним из самых позитивных итогов 2013 года является продолжающийся рост уровня жизни населения области.
И заработная плата, и среднедушевые денежные доходы растут быстрее, чем инфляция. По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата составила практически 25 тысяч рублей, что на 9,7% выше, чем в 2012 году.
Растет и ожидаемая продолжительность жизни, В 2013 году составила 69,4 года (2012 год – 69,2 года).
На высоком уровне сохраняется рождаемость. В 2013 году в области родилось 16,5 тысяч малышей, что чуть ниже показателя 2012 года – 16,8 тысяч. Однако необходимо учитывать, что в 2012 году рождаемость была наивысшей за последние 20 лет!
Ситуация на рынке труда в 2013 году оставалась стабильной. Численность безработных граждан на 1 января 2014 года составила 8302 человека, что ниже показателя на начало 2013 года на 12,6%. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,5 % до 1,3 %.
В 2013 году реализовывались мероприятия, направленные профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан, профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, трудоустройство на оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство, содействие самозанятости.
Правительством области утверждена Стратегия развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года. Сформирован прогноз потребности экономики области в трудовых ресурсах, на основании которого ежегодно формируется социальный заказ на подготовку квалифицированных кадров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
По итогам Всероссийской школы-семинара по проблемам прогнозирования потребности экономики в трудовых ресурсах в 2013 году опыт Вологодской области признан одним из лучших в Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Таким был прошедший 2013 год.
Он подтвердил, что все наши прогнозы оправдались, и курс на построение нового качества жизни вологжан, нового качества экономики и нового качества власти оказался верным.
Кардинальные преобразования невозможно сделать в одночасье. Но очень важно за решением повседневных задач постоянно видеть цель. А главная цель для меня, для команды Правительства области – это благополучие вологжан и развитие Вологодской области!
Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь на дальнейшую плодотворную совместную работу.
Спасибо за внимание!
24 апреля 2014 года