Информация
о деятельности постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по социальной политике
в 2020 году
Постоянный комитет Законодательного Собрания Вологодской области по социальной политике в 2020 году провел 26 заседаний, из которых 5 - тематических. Всего рассмотрено 632 вопроса (за исключением вопросов, рассмотренных на тематических заседаниях), из которых:
34 проекта законов области, 14 из них внесены депутатами Законодательного Собрания области,
4 проекта постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера,
169 проектов федеральных законов,
20 обращений субъектов Российской Федерации в федеральные органы государственной власти,
2 отчета Контрольно-счетной палаты Вологодской области,
23 обращения государственных органов и органов местного самоуправления,
21 обращение юридических лиц,
192 обращения граждан.
Комитетом проведено 5 тематических заседаний, одно из которых выездное:
1. О реализации основного мероприятия "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов" подпрограммы "Содействие занятости населения" государственной программы "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2020 годы" совместно с межведомственной рабочей группой по обеспечению занятости инвалидов под председательством заместителя Губернатора области В.В. Тушинова в формате проектной сессии на тему: "Реализация мер, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на региональном рынке труда: поиск совместных решений" (выездное заседание на базе РУМЦ ЧГУ СЗФО).
Комитетом по социальной политике были предложены рекомендации участникам заседания межведомственной рабочей группы.
Реализация основного мероприятия "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов" рассмотрена комитетом на базе отделения занятости населения по городу Череповцу и Череповецкому району.
Комитетом принято решение провести мониторинг исполнения закона области от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения".
В рамках подготовки к выездному заседанию комитета, в целях практического ознакомления с организацией предоставления государственной услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов депутатами-членами комитета проведены:
- рабочая встреча с представителями Департамента труда и занятости области, КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области», отделения занятости населения по г.Вологде и Вологодскому району по вопросу предоставления государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов".
- рабочая встреча с представителями отделения занятости населения по Сокольскому району по вопросу предоставления новой государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов" в 2019 году;
- рабочая встреча с работодателем – участником мероприятия по трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места и организации наставничества (г. Сокол).
2. Вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Вологодской области находится на особом контроле постоянного комитета. В 2020 году комитет вновь обсудил проблемы, возникающие при реализации законодательства, регулирующего указанные общественные отношения. Законом области от 12 декабря 2019 года № 4625-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 2020 год предусмотрено 817,1 млн. рублей (областной бюджет - 740,6 млн. рублей, федеральный бюджет - 76,5 млн. рублей), что выше уровня 2019 года на 36,4 % и является абсолютным максимумом за все время реализации мероприятий.
По состоянию на 10 августа 2020 года в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, числится 3420 человек, из них право на предоставление жилых помещений наступило у 2335 человек. Потребность на обеспечение всех нуждающихся составляет порядка 3,3 млрд. рублей.
Постоянный комитет по социальной политике считает, что темпы обеспечения жильем указанной категории граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда области, не могут быть признаны удовлетворительными.
Комитет рекомендовал Правительству области рассмотреть не только вопрос о жилищных сертификатах, но и вопрос об увеличении размера ежемесячной компенсации оплаты найма (поднайма) жилого помещения, установленного ст. 30 закона области № 3602-О3.
Также комитет рекомендовал Департаменту строительства области:
в процессе исполнения областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов обеспечить полное и эффективное расходование денежных средств, выделенных для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направить в постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике копии обращений в Минстрой России по вопросу возможного предоставления детям-сиротам квартир-студий в целях последующего рассмотрения вопроса о необходимости подготовки соответствующих обращений в федеральные органы государственной власти;
разработать предложения по привлечению застройщиков для участия в строительстве квартир для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (упрощенный порядок предоставления земельных участков для застройщиков, участвующих в строительстве жилья для социальных целей, внесение изменений в федеральное законодательство о долевом строительстве);
предусмотреть возможность предоставления жилья детям - сиротам при строительстве жилья по программе переселения граждан из аварийного жилья;
при строительстве многоквартирных жилых домов для детей-сирот и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда в муниципальных районах области учитывать развитие муниципального образования и перспективы трудоустройства детей-сирот.
Кроме того, комитет поддержал предложения по решению проблем обеспечения жильем детей-сирот Уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области О.А. Смирновой и предложил в план работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области на 2021 год включить контрольное мероприятие: "Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на выполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в рамках подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Вологодской области "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы" за 2020 год".
Постоянным комитетом в декабре отчетного года принято решение о подготовке законодательной инициативы, предусматривающей внесение изменения в ст. 30 закона области № 3602-О3 в части увеличения размера компенсации оплаты найма (поднайма) жилого помещения.
3. На совместном заседании с постоянным комитетом по бюджету и налогам рассмотрена государственная программа "Социальная поддержка граждан в Вологодской области" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов в рамках проведения "нулевых" чтений проекта закона области "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
4. Постоянным комитетом ежегодно обсуждается вопрос обеспечения летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. В 2020 году этот вопрос стал особенно актуальным в связи с работой лагерей в особом режиме в связи с принимаемыми мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Вологодской области. По итогам тематического заседания "Об итогах летней оздоровительной кампании 2020 года" комитет рекомендовал Правительству области:
в целях сохранения уровня охвата детей летним отдыхом и оздоровлением учесть в объеме финансирования на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов по подпрограмме "Отдых" Государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021 – 2025 годы" удорожание стоимости путевок;
рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей области состоящих в реестре загородных оздоровительных лагерей области;
разработать и утвердить областную программу, основными задачами которой, будет укрепление материально-технической базы в загородных оздоровительных лагерях области, состоящих в реестре загородных оздоровительных лагерей области;
рассмотреть возможность обеспечения финансирования расходов на ремонт автомобильной дороги А114 – Харламовская до начала летней оздоровительной кампании 2021 года в целях обеспечения безопасности перевозки детей и выполнения норматива времени прибытия подразделений пожарной охраны;
в целях поддержки загородных оздоровительных лагерей области продолжить работу по решению вопроса заполняемости смен лагерей области, состоящих в реестре загородных оздоровительных лагерей области;
увеличить охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации летним отдыхом и оздоровлением в загородных оздоровительных лагерях, а также обеспечить отдых и оздоровление детей из числа указанной категории в загородных оздоровительных лагерях в течение полной смены (21 день);
обеспечить отдых детей всех групп здоровья на специализированных (профильных) сменах в организациях отдыха детей и их оздоровления в течение полной смены (21 день);
обеспечить увеличение охвата детей, состоящих на учете в органах внутренних дел летним отдыхом, оздоровлением и занятостью.
Также комитет рекомендовал руководителям организаций, участвующих в обеспечении отдыха и оздоровления детей включать в программные мероприятия для детей занятия по вопросам безопасности, осуществлять подбор медицинских кадров в более ранние сроки до начала летней оздоровительной кампании (февраль-март текущего года).
Вопросы разработки областной программы и увеличения финансирования на укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей области состоящих в реестре загородных оздоровительных лагерей области, а также проведения ремонта автомобильной дороги А114 – Харламовская в целях обеспечения безопасности перевозки детей и выполнения норматива времени прибытия подразделений пожарной охраны оставлены на контроле в постоянном комитете.
5. Вопрос об организации предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории области, рассмотрен постоянным комитетом в декабре отчетного года.
Комитетом приняты и направлены в Правительство области следующие рекомендации:
согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области вопрос по организации работы социальных работников, оказывающих социальные услуги на дому гражданам с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам с установленным диагнозом (COVID-19);
обеспечить необходимыми средствами защиты, в том числе одеждой социальных работников, оказывающих социальные услуги на дому, в том числе гражданам с установленным диагнозом (COVID-19) согласно рекомендациям Роспотребнадзора;
обеспечить соответствующий уход гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, находящимся в "красной зоне" учреждений здравоохранения области.
Вопросы предоставления социальных услуг на дому гражданам с установленным диагнозом (COVID-19), а также обеспечения надлежащего ухода гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, находящимся в "красной зоне" учреждений здравоохранения области оставлены на контроле в постоянном комитете.
В течение 2020 года продолжала работу созданная Законодательным Собранием области совместно с Правительством области рабочая группа по разработке предложений, направленных на совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области с учетом принципа адресности и критериев нуждаемости. Организованы и проведены 4 заседания указанной рабочей группы, на которых рассматривались предложения депутатов постоянного комитета по социальной политике, к сожалению, не по одному предложению не было принято решения.
Так, членами рабочей группы – депутатами постоянного комитета по социальной политике был разработан и предложен к обсуждению проект закона области «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям по проезду на транспорте».
В частности, данным законопроектом предлагалось на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года установить неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера, получающим региональную социальную доплату к пенсии, достигшим возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), имеющим место жительства на территории области, новую меру социальной поддержки в форме ежегодной денежной компенсации расходов по оплате проезда (туда и обратно) на автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении в расположенные на территории области медицинские организации по направлению лечащего врача в размере фактической стоимости проезда, но не более 400 рублей в год. Работу по проекту комитет продолжит в 2021 году.
В течение 2020 года рассмотрены на заседаниях постоянного комитета и приняты на сессиях Законодательного Собрания области следующие законы области:
"О внесении изменения в закон области "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Вологодской области",
"О внесении изменений в закон области "О государственной социальной помощи в Вологодской области",
"О внесении изменений в закон области "О перечне социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Вологодской области",
"О внесении изменения в закон области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области",
"О внесении изменений в отдельные законы области в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде",
"О внесении изменений в статью 2 закона области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), лиц из числа детей указанных категорий",
"О внесении изменений в статью 1 закона области "О внесении изменений в закон области "О перечне социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Вологодской области",
"О внесении изменений в статью 1 закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения",
"О семейных (родовых) захоронениях на территории Вологодской области",
"О внесении изменения в статью 15 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области",
"О внесении изменений в статью 2 закона области "О разграничении полномочий в области содействия занятости населения между органами государственной власти области",
"О внесении изменений в статью 41 закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения",
"О величине прожиточного минимума пенсионера в Вологодской области на 2021 год",
"О внесении изменений в статью 1 и статью 11 закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан",
"О внесении изменений в статью 14 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области",
"О внесении изменения в статью 5 закона области "О государственной социальной помощи в Вологодской области",
"О внесении изменения в статью 2 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области",
"О признании утратившими силу закона области "О дополнительном пенсионном обеспечении Беляевой Т.Ф." и статьи 20 закона области "О внесении изменений в отдельные законы области",
"О внесении изменений в статью 19 закона области "О государственной молодежной политике на территории Вологодской области" и статью 1 закона области "О регулировании вопросов, связанных с реализацией органами местного самоуправления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Вологодской области",
"Об установлении на территории Вологодской области коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2021 год",
"О внесении изменения в статью 1 закона области "О величине прожиточного минимума пенсионера в Вологодской области на 2021 год",
"О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), лиц из числа детей указанных категорий" и о прекращении осуществления отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), лиц из числа детей указанных категорий органами местного самоуправления",
"О внесении изменения в закон области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области".
На наиболее социально значимых законах из вышеперечисленных, которые затрагивают права отдельных категорий граждан, следует остановиться.
Так, законом области с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, определенной в Вологодской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Вологодской области за этот же квартал года (для обратившихся за назначением в 2020 году размер выплаты составил 5585,5 рублей, в 2021 году – 5 866 рублей). Выплата устанавливается на один год, затем гражданин обращается вновь с заявлением о назначении выплаты.
Жилищный сертификат для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен в целях решения проблемы обеспечения жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения об обеспечении жилых помещений. Право на получение указанной меры поддержки получат граждане указанной категории при условии заключения мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением и при наличии обстоятельств, свидетельствующих об их удовлетворительной адаптации, установленных уполномоченным органом.
Закон об увеличении прожиточного минимума пенсионера в области на 2021 год в целях установления социальной доплаты к пенсии до 10221 рубля для пенсионеров, чей доход ниже указанного размера.
Предоставлено право на получение государственной социальной помощи нуждающимся гражданам, временно проживающим на территории Вологодской области, т.е. место пребывания которых находится на территории Вологодской области, и не имеющим места жительства на территории других субъектов Российской Федерации, в случае если они являются малоимущими, а также, если они находятся в трудной жизненной ситуации.
Законом области социально-бытовые услуги, предоставляемые во всех формах социального обслуживания, дополнены услугой по предоставлению транспорта для поездок получателей социальных услуг к социально значимым объектам, расположенным на территории Вологодской области (социальное такси). Перечень объектов установлен постановлением Правительства области.
Установлена новая категория граждан – инвалиды (дети – инвалиды) с нарушением здоровья со стойким расстройством функции опорно - двигательного аппарата, вызывающим необходимость использования кресла-коляски, которым бесплатно предоставляется срочная социальная услуга в виде предоставления транспорта для поездок получателей социальных услуг к социально значимым объектам, расположенным на территории Вологодской области (перечень объектов установлен постановлением Правительства области).
Законом области предусмотрено право на получение единовременной денежной выплаты в размере 100 тысяч рублей (так называемый региональный материнский капитал) при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации) граждан, имеющих место жительства или временно проживающих на территории Вологодской области и не имеющих места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка (детей) либо имеющих место жительства или временно проживающих на территории Вологодской области не менее полутора лет до даты обращения за выплатой. Закон разработан в связи с обращениями граждан к депутатам Законодательного Собрания области.
В Законодательное Собрание области ежегодно поступает значительное количество обращений граждан о разъяснении законодательства, об изменении законодательства, о нарушениях прав граждан. В отчетном периоде в постоянный комитет по социальной политике поступило 192 обращения граждан. По всем обращениям проведена соответствующая работа, гражданам даны ответы – разъяснения, консультации, часть обращений направлена в другие государственные и муниципальных органы по компетенции.
Следует отметить, что депутаты комитета не относятся формально к рассмотрению обращений. Многим заявителям удалось помочь в решении сложных вопросов.
К примеру, гражданке N по предложению постоянного комитета отделением Пенсионного фонда России по Вологодской области была пересчитана пенсия (увеличен размер пенсии), недополученные в результате выявленной ошибки за несколько лет средства были заявительнице выплачены.
Другой заявительнице, воспитывающей малолетнего ребенка, находящейся в трудной жизненной ситуации, в связи с обращением комитета по социальной политике было назначено и выплачено пособие по безработице, а также принято решение о назначении ей единовременной материальной помощи в размере 4000 рублей.
По ряду обращений граждан пенсионного возраста, граждан, являющихся инвалидами, комитетом были направлены запросы в Департамент социальной защиты населения области с просьбой рассмотреть возможность предоставления данным гражданам социального обслуживания и других видов социальной помощи. Следует отметить, что по всем запросам комитета специалисты Комплексных центров социального обслуживания населения выезжали к гражданам, беседовали с ними, разъясняли меры социальной поддержки. Так гражданину Б. была предоставлена единовременная материальная помощь в денежной форме в размере 4000 рублей и в виде продуктового набора стоимостью 1240,34 рублей.
Актуальными в 2020 году у граждан были вопросы по предоставлению государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта. Так, например, по обращению жительницы Харовского района, поступившему в постоянный комитет, было принято решение о заключении с ней социального контракта на период с 1 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года с выплатой социального пособия в размере 20000 рублей единовременно. По обращению многодетной матери, воспитывающей четверых детей, принято решение о заключении социального контракта на период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года с выплатой социального пособия в размере 3000 рублей ежемесячно.
Коллективное обращение пенсионеров из числа медицинских работников бывших муниципальных учреждений здравоохранения по вопросу предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления, освещения послужило основанием для разработки проекта закона области, предусматривающего предоставление пенсионерам из числа медицинских работников бывших муниципальных учреждений здравоохранения мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, работа над которым будет продолжена депутатами в 2021 году.
В связи с обращением гражданки Ф. была проведена совместная рабочая встреча с заявителями и представителями БУ ЖКХ «Вологдаоблжилкомхоз» по вопросу пользования жилыми помещениями маневренного фонда специализированного жилищного фонда Вологодской области. По итогам встречи проведен ремонт ванной комнаты, мест общего пользования, предложено другое жилое помещение для переселения.
На особом контроле в постоянном комитете по социальной политике находятся вопросы повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Депутаты постоянного комитета регулярно проводят мониторинг проблем граждан с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют решения, в т.ч. формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам в сфере социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной инфраструктуры, физической культуры и спорта.
В этой связи по инициативе комитета по социальной политике в 2020 году в рамках правительственного часа на 52-ой сессии Законодательного Собрания области была заслушана информация Правительства области по теме: "О создании на территории области безбарьерной среды в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта".
Во втором полугодии 2020 года комитетом начато проведение мониторинга правоприменения закона области от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения", работа над которым будет продолжена в 2021 году.
В 2021 году постоянный комитет по социальной политике продолжит работу по совершенствованию законодательства в социальной сфере.