ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления за 2014 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления за 2014 год

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления в 2014 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законодательной деятельности, планом мероприятий Законодательного Собрания области на 2014 год.

За прошедший период (январь - декабрь) подготовлено и проведено 40 заседаний постоянного комитета (в том числе выездных заседаний - 5, из них 1 совместное с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению и 1 совместное с постоянным комитетом по бюджету и налогам и постоянным комитетом по экономической политике и собственности),

на которых рассмотрено 405 вопросов, в том числе:

проектов законов области – 68

(в том числе: внесенных Губернатором области – 43;

депутатами Законодательного Собрания области – 22;

прокурором области- 3);

проектов постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 5

проектов федеральных законов – 71

(в том числе:

внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ– 15;

направленных на согласование Государственной Думой ФС РФ – 52);

обращений - 99

(в том числе: обращений государственных органов, органов местного самоуправления области – 88;

обращений юридических лиц и граждан - 11);

других вопросов – 160.

По сравнению с 2013 годом персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления не изменился. В настоящее время постоянный комитет работает в следующем составе:

председатель – Никитина Т.И. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя – Сивков А.Н. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Вавилов В.В. (фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ").

Организационно деятельность комитета обеспечивали работники отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов аппарата Законодательного Собрания области.

В 2014 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 30.06.2010 № 502).

К основным вопросам ведения постоянного комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:

1) установления общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации и организации местного самоуправления области, в том числе:

а) наделение муниципальных образований соответствующим статусом (городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение);

б) установление и изменение границ территорий муниципальных образований;

в) преобразование и упразднение муниципальных образований;

г) установление наименования представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации;

д) установление срока полномочий глав, срока полномочий и численности депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований;

е) роспуск представительного органа муниципального образования, временное осуществление органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления;

ж) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;

з) установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа);

и) установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

2) муниципальной службы;

3) установления порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;

4) установления порядка организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области.

Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, Общественной палатой Вологодской области.

I. Законотворческая деятельность

В 2014 году постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления разработан и принят на сессии Законодательного Собрания области следующие законы области:

1. «О внесении изменений в закон области «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» и в закон области «О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области», который был подготовлен по результатам проведенного мониторинга практики применения закона области от 9 октября 2007 года № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» в части проверки актуальности Реестра должностей муниципальной службы Вологодской области;

2. "О признании утратившими силу законов области, регулирующих особенности осуществления местного самоуправления в Вологодской области в переходный период" признаны утратившими силу законы области, регулирующие особенности осуществления местного самоуправления в Вологодской области в переходный период, который согласно Федеральному закону от 5 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен до 1 января 2009 года и поэтому указанные законы области являются фактически недействующими.

3. "О внесении изменений в статью 2 закона области "О наименованиях органов местного самоуправления в Вологодской области" и приложение 1 к закону области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области", направленный

на уточнение наименования должности главы муниципального образования и главы местной администрации муниципального образования области. Во время работы с данной законодательной инициативой неоднократно рассматривался на рабочих группах с участием представителей департамента внутренней политики Правительства области, государственно-правового департамента Правительства области, правового управления Законодательного Собрания области. По итогам обсуждения, постоянным комитетом по вопросам местного самоуправления были приняты во внимание предложения и замечания по проекту закона области и подготовлена его доработанная редакция.

Изменения вносятся:

в закон области от 28 декабря 2004 года № 1199-ОЗ «О наименованиях органов местного самоуправления в Вологодской области» в части установления единого наименования должности главы муниципального образования, а именно глава;

в закон области от 9 октября 2007 № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» в части наименования главы местной администрации:

для городских округов вводится должность мэра города, являющегося главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта;

для муниципальных районов и городских поселений предусматривается должность руководителя администрации, который также является главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта.)

Оба вышеуказанных закона области подготовлены по предложению правового управления Законодательного Собрания области.

В течение первого полугодия 2014 года в соответствии с поручением председателя постоянного комитета по вопросам местного самоуправления был разработан проект закона области «О бесплатном предоставлении в собственность молодым специалистам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Вологодской области». Указанный законопроект был передан для изучения в органы исполнительной государственной власти области. За подготовку законопроекта первым заместителем Губернатора области А.И. Шерлыгиным была выражена признательность за внимание, которое проявляется со стороны постоянного комитета по вопросам местного самоуправления к совершенствованию работы органов муниципальной власти Вологодской области.

В отчетном периоде постоянным комитетом были разработаны постановления Законодательного Собрания области:

- О Положении об областном конкурсе на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Вологодской области в 2014 году для предоставления возможности муниципальным образованиям области принять участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Вологодской области в 2014 году, организуемом Законодательным Собранием области, в целях реализации мероприятий, посвященных проведению в 2014 году в Российской Федерации Года культуры. Согласно указанному постановлению Законодательного Собрания области, в феврале 2014 года Законодательным Собранием области такой конкурс был объявлен. В конкурсе приняли участие следующие представительные органы муниципальных образований:

- Представительное Собрание Бабушкинского муниципального района;

- Представительное Собрание Вытегорского муниципального района;

- Представительное Собрание Кирилловского муниципального района;

- Представительное Собрание Чагодощенского муниципального района;

- Череповецкая городская Дума;

- Представительное Собрание Верховажского муниципального района;

- Городской Совет муниципального образования «город Вытегра»;

- Совет муниципального образования «город Тотьма»;

- Совет сельского поселения Горицкое Кирилловского муниципального района;

- Совет сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района;

- Совет сельского поселения Чарозерское Кирилловского муниципального района;

- Совет сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района;

- Совет сельского поселения Коварзинское Кирилловского муниципального района;

- Совет сельского поселения Ботановское Междуреченского муниципального района;

- Совет сельского поселения Раменское Сямженского муниципального района;

- Совет сельского поселения Заднесельское Усть-Кубинского муниципального района;

- Совет сельского поселения Краснополянское Никольского муниципального района.

Конкурсной комиссией 1 декабря 2014 г. подведены общие итоги конкурса и утверждены постановлением Законодательного Собрания области "Об итогах областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Вологодской области в 2014 году".

Необходимо отметить, что постоянным комитетом активно принимается участие в доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области Губернатором области, путем подготовки таблицы поправок либо текста проекта правового акта в редакции постоянного комитета.

Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:

1) «О внесении изменений в статью 2 закона области «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения городских поселений». Данный закон области принят в редакции постоянного комитета.

2) "О внесении изменений в закон области "О старостах населенных пунктов Вологодской области", который был направлен на:

возможность избрания старост на территории, включающей несколько населенных пунктов с общей численностью населения не менее 10 человек, а также снижение критерия численности населения, позволяющее избирать старосту на части территории населенного пункта с численностью населения более 100 (в действующей редакции закона области – 500) человек, на которой проживают не менее 10 человек (в действующей редакции закона области – 150);

наделение правом на участие в собрании граждан по вопросам организации деятельности старост населенных пунктов (далее – собрание граждан) граждан, не зарегистрированных по месту жительства либо по месту пребывания на территории, где избирается староста, но при этом обладающих зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах территории, на которой избирается староста;

исключение одного из условий избрания старосты, предусматривающего постоянное проживание кандидата на должность старосты на территории, где избирается староста;

упрощение порядка информирования и отчетности старосты путем исключения из закона области "О старостах населенных пунктов Вологодской области" положений, обязывающих старосту представлять отчет о своей деятельности в письменном виде в администрацию поселения и (или) администрацию муниципального района в порядке и сроки, установленные муниципальными правовыми актами.)

(Принят с учетом таблицы поправок постоянного комитета).

3) "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений", разработанный в целях реализации Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определившим перечень вопросов местного значения сельских поселений.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федеральным законом вопросов местного значения городских поселений. В связи с чем, Правительством области была создана межведомственная рабочая группа по решению вопросов реализации на территории области Федерального закона № 136-ФЗ. На заседании межведомственной рабочей группы 25 сентября 2014 года с учетом наличия финансовых, кадровых возможностей решения вопросов местного значения на уровне сельских поселений принято единогласное решение о закреплении за сельскими поселениями с 1 января 2015 года следующих вопросов местного значения:

1) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

2) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

3) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

4) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

Кроме того на основании мнения органов местного самоуправления о необходимости принятия программ в соответствующих сферах деятельности на уровне района вместо программ, действующих в поселениях, а также формирования местных бюджетов с учетом указанных особенностей, для передачи на уровень муниципальных районов области 2 вопроса местного значения: по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, и дорожной деятельности в границах населенных пунктов поселения проектом закона области предусмотрен переходный период до 2016 года.

(Принят с учетом таблицы поправок постоянного комитета).

4) «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области», который также разработан в связи с принятием Федерального закона № 136-ФЗ Указанным законом существенно расширены полномочия субъектов РФ в области нормативной регламентации порядка формирования, полномочий, срока полномочий, подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления, а также иных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, Федеральным законом № 136-ФЗ определено, что субъекты РФ должны принять законы, регламентирующие отдельные вопросы организации органов местного самоуправления, а именно устанавливающие порядок формирования представительных органов и избрания глав муниципальных образований.

Закон области предусматривает формирование представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

Данный закон области принят с учетом таблицы поправок постоянного комитета и по предложению постоянного комитета постановление Законодательного Собрания области о принятии закона области дополнено словами следующего содержания: "Межведомственной рабочей группе по решению вопросов реализации на территории Вологодской области Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" продолжить работу по осуществлению контроля за реализацией закона области "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области" в муниципальных образованиях области, в том числе за разработкой соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области".

5) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг". Данным законом области наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области полномочиями по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах, являющихся муниципальными учреждениями, а также закреплены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, права и обязанности органов исполнительной власти, финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий, порядки отчетности и контроля за осуществлением отдельных госполномочий.

Кроме того, указанным законом области установлено:

- количество окон для приема и выдачи документов, в которых обеспечивается предоставление государственных услуг, в разрезе каждого муниципального района и городского округ области;

- методика расчета годового объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий. Годовой объем субвенций определяется по нормативу расходов исходя из численности населения на территории муниципального образования.

(Закон области принят с учетом таблицы поправок постоянного комитета и протокольной записи, предложенной постоянным комитетом Законодательного Собрания области по бюджету и налогам).

6) "О внесении изменений в отдельные законы области", подготовленный по результатам проведенного мониторинга действующих нормативных правовых актов области в сфере административно-территориального и муниципального устройства).

(Закон области принят с учетом таблицы поправок постоянного комитета).

II. Формы работы постоянного комитета

Основной формой работы постоянного комитета в течение 2014 года являлось заседания постоянного комитета перед проведением коллегии Законодательного Собрания области и перед сессиями Законодательного Собрания области. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для рассмотрения, как самим постоянным комитетом, так и иными субъектами права законодательной инициативы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в текущем году постоянным комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения постоянного комитета.

Так, депутатами и работниками аппарата Законодательного Собрания области, обеспечивающими деятельность постоянного комитета принято участие в деятельности следующих рабочих групп:

1) с участием представителей правового управления Законодательного Собрания области, Правительства области, прокуратуры области по проекту закона области «О внесении изменений в закон области «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» и в закон области «О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области» (17 апреля);

2) по подготовке поправок к проекту федерального закона № 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (9 апреля);

3) по проекту закона области «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» (4 июня).

Постоянным комитетом были подготовлены и проведены следующие совещания:

1) Совещание по вопросу оплаты расходов на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения в сельских поселениях, которое состоялось 27 марта 2014 года. Данное совещание было проведено с целью обсуждения вопроса оплаты расходов на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения в сельских поселениях. Результатом проведения совещания послужили обращения Представительного Собрания Верховажского муниципального района по вопросу содержания и обслуживания объектов наружного освещения (фонари-светильники) в сельских поселениях муниципального района и Администрации муниципального образования город Никольск Никольского муниципального района по вопросу оплаты за предоставленные услуги по уличному освещению.

По результатам проведенного совещания было рекомендовано Департаменту финансов области провести проверку расходования средств на организацию благоустройства территории поселения и освещения улиц в Верховажском муниципальном районе; Департаменту топливно-энергетического комплекса области провести анализ предоставления услуг по содержанию и обслуживанию объектов наружного освещения в муниципальных образованиях области; Контрольно-счетной палате области провести учебу специалистов контрольно-ревизионных управлений органов местного самоуправления муниципальных образований области.

2) Совещание по проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления), которое состоялось 9 апреля 2014 года.

В ходе подготовки данного совещание была осуществлена подготовка проектов писем депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Каргинову С.Г., Позгалеву В.Е., председателям постоянных комитетов Законодательного Собрания области, руководителям фракций в Законодательном Собрании области, представителям исполнительных органов государственной власти области, муниципальных образований и Ассоциации «Совет муниципальных образований Вологодской области»; выступления по данному вопросу заместителю председателя Законодательного Собрания области, заместителю председателя постоянного комитета по вопросам местного самоуправления А.Н. Сивкову; сравнительной таблицы действующей редакции некоторых статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предлагаемых проектом федерального закона № 469827-6 изменений; информации (таблица) по субъектам Российской Федерации по рассмотрению проекта федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полученная посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и телефонного разговора; запросов в муниципальные образования по рассмотрению проекта федерального закона № 469827-6, и обработка информации, поступившей из муниципальных районов области по рассмотрению указанного проекта федерального закона. По результатам проведенного совещания были подготовлены замечания по проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на:

- определение критериев для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы, и целесообразность их закрепления в федеральном законе, что способствовало бы единообразному подходу к формированию новых муниципальных образований в субъектах РФ. Законодательное Собрание области предложило в качестве критерия для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы определить численность населения городского округа не менее 500 тысяч человек;

- исключение из законопроекта положения об установлении законом субъекта РФ дополнительных вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

По федеральному законопроекту предлагалось также закрепить за сельскими поселениями часть передаваемых на район полномочий, в частности:

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

- поскольку существует неопределенность в отношении избрания глав городских округов без внутригородского деления необходимо уточнить: будут ли по-прежнему указанные главы избираться на прямых выборах.

Также было обращено внимание на то, что в связи с введением нового типа муниципального образования - внутригородского района, проект предусматривает дополнение главы 3 статьей 16.2, относящей к вопросам местного значения внутригородского района и вопросы бюджетного регулирования на территории внутригородского района. Вместе с тем, в главу 8 закона № 131-ФЗ «Экономическая основа местного самоуправления», регулирующую, в том числе и вопросы местных бюджетов разных типов муниципальных образований, изменения не вносились.

Постоянным комитетом подготовлено и проведено 6 октября 2014 года расширенное заседание по теме: "О результатах работы межведомственной рабочей группы по решению вопросов реализации на территории области Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на котором обсуждались законопроекты:

"О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городского поселении";

"О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области".

По итогам заседания было рекомендовано продолжить работу межведомственной рабочей группы по решению вопросов реализации на территории области Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по доработке проекта закона области «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области», а также включить в рабочие подгруппы рабочей группы председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания области.

Также подготовлены 2 тематических заседания по теме:

- "О ситуации и проблемах, связанных с жизнеобеспечением жителей лесных поселков". По результатам обсуждения было принято решение обратиться к Губернатору области и Правительству области с просьбой разработать областную программу социально-экономического развития лесных поселков и определить координатора для решения существующих проблем.

В настоящее время социально-демографическая ситуация большинства лесных поселков вызывает определённые опасения в плане отсутствия не только квалифицированных кадров, но и сокращение численности жителей таких поселков.

Основные причины снижения численности населения это естественная убыль населения (уровень смертности достигает 2,3 % при уровне рождаемости в 0,6-1 %) и высокий процент оттока трудоспособного населения за пределы территории лесных поселков (от 14,4 % - п. Пяжелка, Бабаевского муниципального района до 30 % - п. Ида Бабушкинского муниципального района). Низкий уровень заработной платы, дефицит работы по специальности и вообще свободных рабочих мест, а также отсутствие достойных условий для комфортного проживания в поселке "вынуждает" жителей покидать свою малую родину.

В результате, в большинстве поселков доля населения старше трудоспособного возраста достигает 46,9 - 80 % (соответственно п. Новокемский, Вашкинского муниципального района и п. Горный ручей, Вытегорского муниципального района).

Средний процент трудоспособного населения в лесных поселках колеблется на уровне 32 – 43,1 %, при этом доля населения моложе трудоспособного возраста не превышает отметки в 24 %, что еще раз подтверждает нарастающую тенденцию "старения" населения и проблемность будущего развития лесных поселков с позиции людских ресурсов.

Доля населения, имеющего высшее образование, сохраняется на уровне 2-10 %, среднее образование имеют 77-85 % населения поселков, при этом уровень их профессионализма не отвечает новым технологическим реалиям. Более того, в некоторых лесных поселках уровень населения, имеющего только начальное образование достигает 37,6-41 %.

Структура занятости населения варьируется в зависимости от развитости и концентрации на территории поселков лесоперерабатывающих предприятий. В поселках, где функционирует лесопереработка, доля населения, задействованного на данных предприятиях, достигает 61-80 %. В остальных поселках, и их большинство, отмечается более разноплановая структура занятости населения, которая представлена лесопереработкой – 34,3-37,8 %, бюджетной сферой – 31,4-34,2 % и торговлей – 6,9-10,3 %, т.е сокращение лесных предприятий видоизменило структуру занятости в сторону бюджетной сферы, сократив при этом как экономический, так и налоговый потенциал поселков.

Как следствие, и уровень безработицы также колеблется в зависимости от наличия и рентабельности работы тех же лесоперерабатывающих предприятий. В поселках, где лесопереработка формирует доходы поселения – уровень безработицы равняется 1-3 % (Тарногский, Устюженский районы), в поселках, где лесопереработка не является бюджетообразующей отраслью – уровень безработицы достигает 14,2-17,6 % (Сямженский, Вашкинский районы).

Достаточно низкий уровень комфортности условий для проживания населения в лесных поселках складывается из таких характеристик, как:

- доля ветхого и аварийного жилья – до 80-90 %;

- низкий уровень благоустроенности жилья – сохраняется высокий процент необеспеченности центральным водопроводом, отоплением;

- низкое качество дорожно-транспортной сети (в некоторых лесных поселках дорога доступна только в зимний период – в осенне-весенний периоды из-за ледохода связь прекращается).

Таким образом, улучшение качества жизни в лесных поселках области возможно только посредством кардинальных социально-экономических и инфраструктурных преобразований, направленных на решение следующих задач:

- создание условий для повышения инвестиционного имиджа лесных поселков;

- реализация комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

- создание условий для максимальной занятости и самозанятости населения;

- формирование эффективной политики по повышению качества кадрового потенциала лесных поселков;

- повышение доступности социального обслуживания населения с учетом современных инновационных подходов.

По итогам тематического заседания было рекомендовано Правительству области при рассмотрении вопросов по внесению изменений в государственную программу "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014-2020 годы" в 2015 году дополнить программу подпрограммой по развитию «лесных поселков».

- "Состояние и перспективы социально-экономического развития сельских территорий Вологодской области". По итогам заседания было рекомендовано главам муниципальных образований области принимать активное участие в подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 "О государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы".

В 2014 году было по предложению постоянного комитета проведено 2 совместных заседания:

1) с постоянными комитетами Законодательного Собрания области по бюджету и налогам, по экономической политике и собственности по вопросам рассмотрения основных характеристик и показателей прогноза социально-экономического развития области и проекта закона области об областном бюджете на 2015 год и плановый период (доходы и расходы областного бюджета на 2015-2017 годы, объем государственного долга, программа государственных гарантий) и рассмотрения подходов к формированию межбюджетных отношений с органами местного самоуправления;

2) с постоянным комитетом по образованию, культуре и здравоохранению по теме «О функционировании библиотечной системы в муниципальных образованиях области в рамках Года культуры», которое состоялось 18 июня 2014 года. Проблемы общедоступных библиотек в муниципальных образованиях области давно волновали депутатов – членов постоянного комитета, и о которых они знают не понаслышке, а в результате работы в муниципальных округах и в связи с многочисленными обращениями с мест. Согласно изученной информации по обсуждаемой тематике, представленной из муниципальных районов области, было обращено внимание на следующее:

1) в соответствии с планом оптимизации расходов учреждений культуры, в муниципальных районах проводятся оптимизационные мероприятия библиотечной сети, направленные на сокращение неэффективных расходов. Главная трудность бюджетных отношений, связана с тем, что теоретически средства необходимые для предоставления услуги должны рассчитываться по методике нормативных затрат; на практике все муниципальные учреждения могут спланировать лишь расходы по выплате заработной платы и оплате коммунальных услуг. Остальное по остаточному принципу или не планируется. Ежегодно уменьшается количество выписываемых периодических изданий. Цены на издания увеличиваются, а финансирование подписки с каждым годом уменьшается;

2) по решению Совета при Президенте Российской Федерации во всех библиотеках муниципальных районов организован доступ в Интернет. Вместе с тем, существует проблема в условиях дефицита местных бюджетов по оплате услуг Интернет. Необходимо учитывать, что компьютеры имеют определенный срок эксплуатации. В этой связи необходимо систематическое обновление компьютерного парка библиотек муниципальных районов. При отсутствии финансирования данного направления к 2018 году изношенность компьютерного парка муниципальных библиотек составит 100 %;

3) главной проблемой библиотек муниципального района остается недостаточное финансирование комплектования книжных фондов. Недостаточность комплектования, в первую очередь небольших сельских библиотек, а также отсутствие в таких библиотеках устойчивой интернет-связи, снижают эффективность и качество деятельности библиотек муниципального района;

4) для сохранения библиотечного фонда требуется оцифровка документов, поэтому необходимо соответствующее оборудование;

5) одной из основных проблем по организации библиотечного обслуживания также является приобретение в муниципальные районы библиобусов, для обслуживания населения, проживающего в отдаленных сельских поселениях муниципального района;

6) здания большинства сельских библиотек требуют ремонта и современного оснащения;

7) необходима региональная финансовая поддержка развития библиотечного дела в области и не только в вопросе комплектования, но и приобретения автотранспорта (библиобусов) для организации внестационарных форм обслуживания, а так же современного переоборудования библиотек, смены интерьеров;

8) самая острая проблема повышение заработной платы, которая производится за счет оптимизации неэффективных расходов. Однако имеющихся ресурсов недостаточно для повышения заработной платы до нужного уровня;

9) необходимо разработать комплекс мер по повышению социального статуса работников культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства на федеральном и областном уровне.

Указанные проблемы были обсуждены совместно с представителями Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

В 2014 году постоянным комитетом были подготовлены и проведены 2 «круглых» стола:

1) на тему: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и поправки по проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который состоялся 29 апреля 2014 года.

Участники «круглого стола», обсудив вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации и поправки по проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленные Законодательным Собранием Вологодской области, рекомендовали:

1. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Позгалеву Вячеславу Евгеньевичу, Каргинову Сергею Генриховичу способствовать положительному рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предложенных Законодательным Собранием Вологодской области 24 апреля 2014 года (постановление Законодательного Собрания области от 24.04.2014 г. № 322), при рассмотрении данного проекта федерального закона во втором чтении.

2. Постоянному комитету Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления:

- обратиться в Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России с просьбой поддержать поправки к проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предложенные Законодательным Собранием Вологодской области 24 апреля 2014 года (постановление Законодательного Собрания области от 24.04.2014 г. № 322);

- продолжить работу по широкому обсуждению совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

2) на тему: «Обеспечение пожарной безопасности в муниципальных образованиях области», который состоялся 20 июня 2014 года.

Участники «круглого стола» отметили важность рассмотрения вопроса по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образованиях области и необходимость проведения профилактической работы с населением. Обстановка с пожарами на территории Вологодской области сложная. По состоянию на 19 июня 2014 года зарегистрировано 599 пожаров, что на 3,4 % меньше, чем в 2013 году. Однако на пожарах погибли 66 человек, что на 4,8 % больше, чем в 2013 году. Травмы различной степени тяжести получили 64 человека, что на 12,3 % больше чем в 2013 году. Органы местного самоуправления должны решать задачи по оперативному реагированию и оповещению населения, привлечению сил и средств для предупреждения и ликвидации возникающих угроз на муниципальном уровне. В условиях остро стоящих проблем экономического, финансового и социального характера органам местного самоуправления не всегда удается в полной мере обеспечить решение вопросов пожарной безопасности. Одними из основных проблем в области обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях области являются:

- недостаточное финансирование противопожарных мероприятий в муниципальных образованиях области, в том числе на содержание в исправном состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения, на материально-техническое переоснащение добровольных пожарных дружин, на обеспечение населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре;

- изношенность пожарной техники, срок эксплуатации, которой составляет порядка 18-20 лет;

- отсутствие средств на снос ветхих и аварийных зданий, расположенных на территории поселений.

По результатам обсуждения указанных выше вопросов участниками «круглого стола» было рекомендовано Правительству области рассмотреть вопрос увеличения финансирования по государственной программе «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1220; органам местного самоуправления - регулярно рассматривать вопросы о состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктов на заседаниях КЧС и ПБ муниципальных образований Вологодской области с принятием действенных мер по его улучшению; активизировать работу по информированию потенциальных участников областного конкурса «Пожарная безопасность – 2014» и организовать подготовку возможных претендентов для участия в данном конкурсе.

Необходимо отметить, что в отчетном периоде постоянный комитет также проводил выездные заседания в муниципальные образования области, в частности:

1) в Бабушкинский муниципальный район с целью изучения ситуации и проблем, связанных с деятельностью органов местного самоуправления Бабушкинского муниципального района по решению вопросов местного значения, в том числе создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры (22 января 2014 года);

2) в Верховажский муниципальный район с целью изучения основных проблем, связанных с изменением межбюджетного регулирования (19 февраля 2014 года);

3) в Харовский муниципальный район с целью изучения основных проблем, связанных с изменением межбюджетного регулирования (15 апреля 2014 года).

4) в Тотемский муниципальный район совместно с представителями Вологодской областной организации сохранения и развития национальной духовной культуры и искусства «Клуб делового общения», молодежных организаций с целью изучения основных проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса в сельских поселениях (30 мая 2014 года).

5) в Бабаевский муниципальный район с целью изучения основных проблем, связанных с изменением межбюджетного регулирования (12 декабря 2014 года).

В 2014 году постоянный комитет и работники отдела, обеспечивающие деятельность постоянного комитета, проводили работу по подготовке проведения заседаний Совета представительных органов муниципальных образований Вологодской области, в том числе подготовку проектов решений Совета представительных органов муниципальных образований Вологодской области:

9 февраля 2014 года по вопросам:

1) «Об организации регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городских и сельских поселениях Вологодской области. Организация информирования глав муниципальных районов области о численности зарегистрированных на территории муниципальных образований»;

2) «О проблемах собираемости налога на имущество в местные бюджеты муниципальных образований, связанные с вопросами регистрации недвижимого имущества, в том числе регистрации недвижимого имущества после строительства, а также регистрации вновь возведенной постройки на месте снесенного строения»;

3) «О деятельности межведомственной рабочей группы по платежам в областной бюджет и местные и легализации объектов налогообложения в части эффективности мероприятий, направленных на повышение поступления налогов в консолидированный бюджет области»;

4) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

9 апреля 2014 года по вопросам:

1) «О проблемах оценки кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Вологодской области»;

2) «Об организации пассажирских перевозок на территории Вологодской области»;

3) «О развитии агропромышленного комплекса в Вологодской области в 2014 году».

17 июня 2014 года по вопросам:

1) «О реализации подпрограммы 2 «Газификация на территории Вологодской области на 2014 – 2020 годы» государственной программы «Энергоэффективность и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014 – 2020 годы»;

2) «Об изменениях в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на совершенствование системы организации местного самоуправления»;

3) «О состоянии внешнего финансового контроля в Вологодской области по результатам мониторинга деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области за 2013 год».

14 октября 2014 года по вопросам:

1) «О перспективах дорожного строительства в Вологодской области в 2015 году и ходе реализации подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования» Государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы»

Кроме того, постоянный комитет принял активное участие в подготовке 2-го съезда депутатов Вологодской области, который состоялся 21 марта 2014 года, в частности была проведена подготовка проектов пригласительных писем главам муниципальных районов области и председателям представительных собраний муниципальных районов, проекта Резолюции 2 съезда депутатов Вологодской области, а также подготовка доклада председателю Законодательного Собрания области по теме: «Становление, развитие и перспективы деятельности Законодательного Собрания области».

Кроме того постоянный комитет и работники отдела, обеспечивающего деятельность постоянного комитета, также приняли участие в следующих мероприятиях:

1) «Парламентский день» г. Череповец 28 февраля т.г.;

2) «Парламентский день» Вытегорский муниципальный район 26 июня т.г.;

3) участие в семинаре для депутатов представительных органов Чагодощенского муниципального района («О развитии института старост в рамках реализации закона области от 10.07.2013 г. № 3121-ОЗ «О старостах населенных пунктов Вологодской области» 30 сентября т.г.

4) «Парламентский день» Кирилловский муниципальный район 23 октября т.г.

5) участие в семинаре для депутатов представительных органов Нюксенского муниципального района 18 ноября т.г.

По результатам участия в «парламентских днях» и семинарах постоянным комитетом подготовлены:

1) разъяснения главе Усть-Алексеевского сельского поселения Великоустюгского муниципального района по его обращению о недостаточности денежных средств, используемых на родительскую плату, в том числе на хозяйственно-бытовое обслуживание детей в МДОУ Усть-Алексеевский детский сад «Незабудка»;

2) информация о выдаче листков нетрудоспособности сельскими фельдшерско-акушерскими пунктами на основании телефонного опроса представителей центральных районных больниц;

3) запрос и таблицы для направления в муниципальные районы о состоянии жилищного фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории лесных поселков;

4) информация по вопросам органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения области согласно 131-ФЗ; подборка законодательства, регулирующего вопросы опеки и попечительства; проблемы социальной сферы;

5) проект анкеты для глав муниципальных образований о выполнении полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ;

6) соответствующие запросы по анкетам в 255 муниципальных образований;

7) выступление по теме сравнительный анализ законодательства по местному самоуправлению для выступления на конференции «Местное самоуправление и гражданское общество: региональные аспекты развития» в Общественной палате Вологодской области 17 апреля 2014 года;

8) резолюция по итогам конференции «Местное самоуправление и гражданское общество: региональные аспекты развития» в Общественной палате Вологодской области;

9) выступление для участия в парламентских слушаниях на тему «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» 14 апреля 2014 года в Государственной Думе;

10) выступление на «круглом столе» по теме: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и поправки по проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленные Законодательным Собранием Вологодской области»;

11) сравнительная таблица по полномочиям главы муниципального образования и главы местной администрации;

12) сравнительная таблица изменений Федерального закона № 131-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

13) подготовлена сравнительная таблица полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, вопросов местного значения муниципального района, вопросов местного значения городских поселений, вопросов местного значения сельского поселения;

14) выступление об основных положениях Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перспективах его реализации на территории Вологодской области;

15) план мероприятий постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления по реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

16) вопросы муниципальным образованиям области для реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

17) соответствующие запросы в 282 муниципальных образования области для ответов ими на вопросы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

18) письма депутатам Законодательного Собрания области с предложением провести круглые столы, совещания с депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований по реализации 131-ФЗ;

19) запросы в муниципальные районы области и обобщена от них поступившая информация в сводную таблицу по вопросу функционирования библиотечной системы в муниципальных образованиях области;

20) запросы в муниципальные районы области и обобщена от них поступившая информация в сводную таблицу по вопросу обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях области;

21) выступление для участия в круглом столе на тему: «Обеспечение пожарной безопасности в муниципальных образованиях области»;

22) выступление «О перспективах развития местного самоуправления в Вологодской области» для участия в «парламентском дне» 26 июня в Вытегорском муниципальном районе;

23) выступление по реализации 131-ФЗ с учетом внесенных в него изменений для участия в «парламентском дне» 26 июня в Вытегорском муниципальном районе;

24) информация о техническом состоянии автотранспортных средств, находящихся на балансе администраций муниципальных образований области, и подготовлено письмо на имя Губернатора области по данному вопросу.

III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

В целях реализации решения постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления постоянным комитетом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Данный проект федерального закона направлен на перераспределение полномочий между федеральной противопожарной службой и противопожарной службой субъектов Российской Федерации в области тушения пожаров, содержания и деятельности аварийно-спасательных служб, а также по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления по созданию содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.). Данный законопроект был направлен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. На основании заключения Правительства Российской Федерации по законопроекту, в котором было обращено внимание на то, что данный законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, был Государственной Думой отклонен.

Также в 2014 году комитет рассмотрел 71 проект федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.

Законодательные инициативы, поступившие из Государственной Думы, субъектов Российской Федерации, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов направленных на совершенствование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов муниципальной службы и других.

Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

IV. Работа с обращениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц

В течение 2014 года на рассмотрение в постоянный комитет по вопросам местного самоуправления поступали обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, в большинстве своем, связанные с установленным нормативом на обеспечение деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; предоставлением межбюджетных трансфертов; пересмотром положений закона области, устанавливающего гарантии бывшим главам муниципальных образований области в виде доплаты к пенсии.

Неоднократно обсуждались предложения Администрации города Вологды по отнесению отдельных государственных полномочий к вопросам местного значения городских округов и передаче отдельных государственных полномочий на региональный и федеральный уровни. В результате обсуждения данного вопроса постоянным комитетом принято решение о проведении в 2015 году анализа полномочий органов местного самоуправления. В связи с тем, что в 2014 году были приняты изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на совершенствование местного самоуправления, в постоянном комитете рассматривались обращения по вопросу избрания глав муниципальных районов и формирования представительных органов муниципальных образований. Постоянный комитет внимательно рассматривал все поступившие обращения и давал на них мотивированные ответы.

V. Информирование населения о деятельности постоянного комитета.

Информирование населения о деятельности постоянного комитета по вопросам местного самоуправления производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

В целом, в 2014 году деятельность постоянного комитета строилась в соответствии с перечисленными выше вопросами ведения.

Налаженное конструктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти различных уровней способствуют эффективному решению вопросов законотворческой деятельности, решению возникающих в процессе проблем.

Председатель постоянного комитета                                                                                               Т.И. Никитина



Возврат к списку

Рекомендовать материал