Основной финансовый документ области на новый год приняли на фоне дискуссии между «Единой Россией» и КПРФ.
Коммунисты традиционно закон не поддержали в каждом из чтений. В свою очередь партия власти всё громче упрекает их в том, что, отказывая в поддержке вышедшего из недр Департамента финансов проекта, они не поддерживают и финансирование социальной сферы.
Система прибыли
Общее увеличение доходов бюджета на 2019 год относительно исходной редакции бюджета на текущий год, по плану — 13,3 миллиарда рублей. Из них 7,1 миллиарда — это безвозмездные поступления из федерального бюджета. К примеру, после принятия федерального бюджета области «досыпали» 658 миллионов на выплаты семьям с детьми до трёх лет, 219 миллионов на поддержку малого и среднего бизнеса, 391 миллион на формирование городской среды, 124 миллиона на санитарную авиацию.
На втором месте в своеобразном рейтинге причин роста доходов — налог на прибыль: он даёт дополнительно 2,8 миллиарда рублей. В этом вопросе, впрочем, всё не так просто, как кажется. «Налог на прибыль организаций в наибольшей степени подвержен изменениям рыночной конъюнктуры и курса валют. Поэтому по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации для минимизации рисков при его планировании использован консервативный подход», — подчёркивают в правительстве области.
В структуре поступлений налога на прибыль определяющую роль играют консолидированные группы налогоплательщиков — в основном это «Северсталь» и «ФосАгро». К примеру, поступления только от КГН с начала 2018 года уже превысили плановые назначения по налогу на прибыль в целом. При этом сумма налога на прибыль от КГН ежегодно удваивается начиная с 2015 года. Всего сейчас в регионе платят налоги предприятия, входящие в 7 консолидированных групп. Седьмая появилась совсем недавно с открытием магазина федеральной торговой сети «Перекрёсток» в Вологде.
Льготы по налогу на прибыль получают те предприятия, которые инвестируют в развитие или строительство новых мощностей. Чем больше инвестиций, тем больше льгот. Всего налог на прибыль составляет 20% от доходов, из них 17% идут в бюджет области. При инвестициях свыше 7 миллиардов ставка по налогу снижается на 1 процентный пункт в 2018-2020 годах в части платежей в областной бюджет. При инвестициях свыше 30 миллиардов — на 4,5% на пять лет. В первом случае критериям соответствует только «Северсталь», во втором — «ФосАгро».
«В 2016 году льгота «Северстали» не предоставлялась, объём налоговых платежей в бюджет составил 6,6 миллиарда рублей, — сообщил на ноябрьской сессии заместитель председателя ЗСО Роман Заварин. — В 2017 году предоставлена льгота 500 тысяч рублей, платежей — 9,7 миллиарда рублей. За 10 месяцев 2018 года размер льготы 548 миллионов рублей, налоговых платежей — 15,2 миллиарда рублей, примерно в 27 раз больше, чем налоговая льгота. Платежи за эти годы увеличились по предприятию «Северсталь» в 2,3 раза».
Следом за ростом доходов запланировано и увеличение расходов, что связано во многом со строительством школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов и программой развития здравоохранения. «Мы должны сохранить набранные темпы и эффективно использовать появившиеся у нас финансовые ресурсы. В следующие три года область должна совершить инфраструктурный рывок, который выведет нас на новый этап устойчивого развития», — отметил в своём выступлении во время сессии губернатор Олег Кувшинников.
Пессимистический подход
Ряды оппозиционных партий вновь раскололись по вопросу о поддержке бюджета. Как и в прошлый год, бюджет поддержали в «Справедливой России» и даже внесли четыре поправки. В партии предлагают увеличить поддержку сельхозпроизводителей и социально незащищённых категорий населения, поменять механизм формирования районных дорожных фондов для их увеличения.
Кроме того, партия поставила вопрос об увеличении фонда стимулирующих выплат работникам образования. «Мы вносили поправки в комитет по бюджету, а затем они в общем пакете были направлены в Департамент финансов. К сожалению, в принятом бюджете их нет, но они оформлены в виде протокольных записей — их будут учитывать при распределении дополнительных доходов в течение года», — объяснил председатель фракции эсеров Виктор Леухин.
В нынешнем году от поддержки бюджета отказались в ЛДПР. Единственное программное выступления руководителя фракции Антона Гримова состоялось на публичных слушаниях в ноябре, а непосредственно во время первого и второго чтения партийцы слова не брали. Среди претензий партии, в частности, слабая поддержка районов. Впрочем, ЛДПР в рамках работы комитета по бюджету, в который входит Гримов, также работала над поправками, хотя они и не исходили непосредственно от партии.
КПРФ голосует против бюджета из года в год, каждый раз находя изъяны. Но, по большому счёту, разногласия находятся на фундаментальном уровне. «Мы не согласны с параметрами бюджета, в структуре которого налог на прибыль и налог на доходы физических лиц собираются примерно в равных соотношениях. В Вологодской области, где создают фантастические капиталы хозяева металлургических и химических транснациональных компаний, доходы бюджета должны быть значительно выше», — заявил во время сессии первый секретарь обкома КПРФ Александр Морозов.
Позиция КПРФ по поводу бюджета в прежние годы почти не находила отклика в «Единой России». На этот раз всё иначе: депутаты от партии власти начали активно отвечать. Главный довод «единороссов» состоит в том, что, не поддерживая проект бюджета, КПРФ не поддерживает и увеличения социальных расходов. Об этом на двух сессиях подряд говорил Роман Заварин.
«А что же наши коммунисты сделали для того, чтобы пополнить бюджет нашего региона? — эмоционально выступила депутат Марина Денисова. — Почему же они вместе с нашим замом губернатора по финансам не ездили в Москву, если пытаются говорить о том, что не работает правительство и никто не осуществляет своих полномочий в надлежащем виде? Почему же тогда коммунисты не размахивают флагами там и не говорят: «Дайте денег нашему региону!»
18.12.2018 года