Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения
закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ
"О порядке назначения представителей общественности
в квалификационной коллегии судей Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко


г. Вологда
27 декабря 2017 года
№ 627





Утверждены

постановлением Законодательного Собрания области

от 27.12.2017 № 627

Результаты
проведения мониторинга правоприменения
закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ
"О порядке назначения представителей общественности
в квалификационной коллегии судей Вологодской области"

I. Общие положения

Мониторинг правоприменения закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" (далее также – мониторинг) осуществлен в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 21 июня 2017 года № 313.

Объект мониторинга правоприменения – закон Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" (далее также – закон области № 3479-ОЗ).

Субъект мониторинга правоприменения закона области № 3479-ОЗ – постоянный комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее также – постоянный комитет).

Цель мониторинга: проведение комплексного изучения правового регулирования отношений, связанных с назначением представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области.

Период проведения мониторинга: сентябрь – декабрь 2017 года.

При проведении мониторинга постоянный комитет руководствовался Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

по проведению мониторинга

В процессе проведения мониторинга осуществлены следующие мероприятия:

1) проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, связанные с назначением представителей общественности в квалификационной коллегии судей;

2) проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга;

3) запрошена соответствующая информация у Губернатора области, в прокуратуре области, в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, квалификационной коллегии судей Вологодской области;

4) проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

III. Проведение мониторинга

Согласно пункту "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов судебной власти, порядок их организации, деятельности и формирования находятся в ведении Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон № 30-ФЗ) предусмотрено, что органы судейского сообщества действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации являются органами судейского сообщества (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 30-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 30-ФЗ квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

проводят в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 30-ФЗ), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно статьям 11 и 13 Федерального закона № 30-ФЗ квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации формируется на четыре года по следующим нормам представительства:

от судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – два судьи;

от судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации – пять судей;

от судей гарнизонных военных судов – один судья;

от судей районных судов – три судьи;

от судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации – один судья;

от мировых судей – один судья;

семь представителей общественности;

один представитель Президента Российской Федерации.

Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования отношений, связанных с назначением представителей общественности в квалификационной коллегии судей

Подавляющим большинством субъектов Российской Федерации в настоящее время приняты законы, регулирующие порядок назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации (далее – представители общественности).

В большей части регионов России в состав квалификационной коллегии судей назначается по семь представителей общественности. В состав квалификационной коллегии судей Ненецкого автономного округа входят два представителя общественности.

В ходе мониторинга проанализированы законы субъектов Российской Федерации по следующим критериям.

1. По признаку установления дополнительных требований (ограничений) в отношении кандидатов в представители общественности все субъекты Российской Федерации можно разделить на две группы: субъекты Российской Федерации, в которых такие требования (ограничения) установлены, и субъекты Российской Федерации, законодательство которых не содержит указанных требований (ограничений).

К первой группе субъектов относятся Вологодская, Амурская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Костромская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Сахалинская, Свердловская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, города Москва и Санкт-Петербург, республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия), Чеченская, Удмуртская, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Ставропольский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Вторую группу составляют Московская, Брянская, Владимирская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области, республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Чувашия, Еврейская автономная область, Красноярский край, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

При детальном рассмотрении законодательства субъектов Российской Федерации первой группы следует отметить следующее. В части регионов, установивших дополнительные требования к кандидатам в представители общественности, данные требования не прописаны прямо в законах, а предъявляются опосредовано – через требование о предоставлении дополнительных документов.

Например, в Амурской области, также как и в Вологодской области, перечень документов, представляемых кандидатами в представители общественности, дополнен справками из наркологического и психоневрологического диспансеров и справкой об отсутствии неснятой или непогашенной судимости. Из чего можно сделать вывод о сходном урегулировании данных отношений в Амурской и Вологодской областях, а именно о том, что в данных регионах представителями общественности не могут быть лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, а также лица, имеющие или имевшие ранее судимость.

2. По признаку установления перечня запрашиваемых у кандидатов в представители общественности документов особо следует выделить ряд регионов.

В Санкт-Петербурге в пакет запрашиваемых документов входят сведения о полученных доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

В Республике Бурятия кандидату в представители общественности требуется представить документы об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей члена квалификационной коллегии судей Республики Бурятия (по форме 086/у или 086-1/у). Аналогичное требование содержится в законах Воронежской области и Ставропольского края.

В Сахалинской области от кандидата в представители общественности потребуют предоставления документа, подтверждающего медицинское освидетельствование претендента, оформленного в порядке, предусмотренном для претендентов на должность судьи Федеральным законом от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

В Челябинской области кандидату в представители общественности потребуется предоставить не менее трех письменных рекомендаций на назначение представителем общественности в случае самовыдвижения.

В Ямало-Ненецком автономном округе в пакет запрашиваемых у кандидатов в представители общественности документов входит анкета по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации у кандидатов в представители общественности запрашивается характеристика с последнего места работы (Республика Алтай, Амурская, Белгородская, Ивановская, Иркутская, Костромская, Курганская области, Забайкальский край, республики Ингушетия, Карачаево-Черкесская и ряд других).

3. По порядку выдвижения кандидатур в представители общественности субъекты Российской Федерации можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся регионы, в которых выдвижение кандидатов производится путем подачи соответствующих документов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Вологодская, Московская, Амурская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Самарская области, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Крым, Тыва, Еврейская автономная область, Пермский край и другие).

Ко второй группе можно отнести субъекты Российской Федерации, в которых выдвижение происходит в два этапа.

Например, во Владимирской области правом выдвижения кандидатов для назначения представителями общественности обладают: Общественный совет по взаимодействию с институтами гражданского общества при Губернаторе области, Общественная палата Владимирской области, региональные отделения общероссийских и межрегиональных общественных объединений (организаций), региональные, местные общественные объединения (организации), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Владимирской области не менее трех лет, а также расположенные на территории Владимирской области образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по специальности и (или) направлению подготовки "Юриспруденция".

Предложения о выдвижении кандидата от указанных субъектов направляются в уполномоченный Губернатором Владимирской области орган исполнительной власти Владимирской области, который по итогам оценки представленных документов и сведений о кандидате составляет заключение. Заключения и документы направляются уполномоченным органом Губернатору Владимирской области для утверждения, затем утвержденные предложения о кандидатах вносятся Губернатором Владимирской области в Законодательное Собрание Владимирской области. Аналогичная схема предусмотрена законодательством Орловской области.

В Республике Дагестан представители общественности назначаются Народным Собранием Республики Дагестан по предложению Главы Республики Дагестан, которое формируется на основе предложений общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления. Аналогичная схема предусмотрена и в законодательстве Кабардино-Балкарской Республики.

В Калининградской области и Республике Калмыкия данный вопрос урегулирован несколько иначе, а именно: при опосредованном выдвижении предусмотрено несколько субъектов, обладающих правом внесения кандидатур представителей общественности.

Так, в Калининградской области кандидат в представители общественности подает необходимые документы на имя Губернатора Калининградской области, депутата областной Думы или руководителя депутатской фракции областной Думы, которые, в свою очередь, готовят соответствующее представление, направляемое ими в Калининградскую областную Думу.

В Республике Калмыкия предложения по кандидатурам вносятся Главе Республики Калмыкия либо Председателю Народного Хурала трудовыми коллективами, общественными организациями юридической направленности, общественными организациями, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина.

В Республике Башкортостан представители общественности назначаются Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан. Подобным образом урегулирован данный вопрос и в республиках Коми, Татарстан, а также в Орловской области.

В третью группу регионов можно объединить субъекты Российской Федерации, в законодательстве которых предусмотрен вариант самовыдвижения гражданина в качестве кандидата в представители общественности (например, город Санкт-Петербург, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Чукотский автономный округ).

4. Относительно срока полномочий представителей общественности следует отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации этот срок определяется сроком полномочий квалификационной коллегии (город Москва, Московская, Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Калининградская области, республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Еврейская автономная область и другие).

В ряде регионов представители общественности назначаются на должность сроком на четыре года (город Санкт-Петербург, республики Адыгея, Дагестан, Марий Эл, Красноярский край, Новгородская, Псковская области).

В Ненецком автономном округе и Чеченской Республике представители общественности назначаются на срок два года.

В Воронежской области сроки полномочий назначенных представителей общественности в квалификационной коллегии судей Воронежской области определяются федеральным законодательством.

5. По наличию оснований для досрочного прекращения полномочий представителя общественности законы субъектов Российской Федерации можно разделить на три группы.

К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в законах которых данный вопрос не урегулирован (например, Владимирская, Курганская, Новгородская, Орловская, Свердловская, Ярославская области).

В ряде регионов в отношении оснований для досрочного прекращения полномочий представителя общественности законами устанавливается обязанность руководствоваться положениями федерального законодательства. Так, например, в Республике Адыгея полномочия представителя общественности могут быть досрочно прекращены в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ. Аналогичное правовое регулирование содержится в законах Белгородской, Брянской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Магаданской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Челябинской областей, республик Бурятия, Кабардино-Балкарской, Калмыкия, Коми, Мордовия, Чувашия, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа, Забайкальского, Пермского, Ставропольского краев.

Особо следует выделить Чеченскую Республику, в которой полномочия представителя общественности в составе квалификационной коллегии судей Чеченской Республики прекращаются досрочно Парламентом Чеченской Республики в случаях, предусмотренных федеральными законами и законом Чеченской Республики.

В третью группу можно объединить субъекты Российской Федерации, в законодательстве которых прямо прописаны основания (случаи) досрочного прекращения полномочий представителей общественности.

В данных регионах среди таких оснований (случаев) встречаются следующие:

- личная инициатива представителя общественности (города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Амурская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Сахалинская, Тамбовская, Тульская, Тюменская области, республики Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Крым, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Камчатский, Красноярский, Приморский края, Ненецкий и Чукотский автономные округа);

- совершение преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда (Московская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области, республики Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Крым, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Камчатский, Приморский края, Ненецкий и Чукотский автономные округа);

- отсутствие на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин (Московская область, город Санкт-Петербург, Амурская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области, республики Башкортостан, Дагестан, Крым, Карачаево-Черкесская, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Камчатский, Приморский края, Ненецкий и Чукотский автономные округа);

- замещение должности или осуществление деятельности, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ (Московская, Амурская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская области, город Санкт-Петербург, республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Крым, Саха (Якутия), Удмуртия, Хакасия, Камчатский край, Чукотский автономный округ);

- совершение порочащего поступка (город Москва, республики Алтай, Ингушетия, Марий Эл, Татарстан, Чеченская, Красноярский край, Сахалинская, Тамбовская области);

- назначение (избрание) на государственную или муниципальную должность (республики Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чеченская, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области);

- поступление на должность государственной или муниципальной службы (республики Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чеченская, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области);

- назначение (избрание) руководителем организации или учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (республики Башкортостан, Татарстан, Тыва, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Ростовская, Тульская, Тюменская области);

- приобретение статуса адвоката (республики Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чеченская, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области);

- назначение нотариусом (республики Башкортостан, Татарстан, Тыва, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Ростовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области);

- систематическое неисполнение обязанностей члена квалификационной коллегии судей (город Москва, республики Алтай, Ингушетия, Марий Эл, Чеченская, Красноярский край, Тамбовская область);

- смерть (город Москва, республики Башкортостан, Дагестан, Крым, Татарстан, Ненецкий автономный округ, Новосибирская, Сахалинская, Тульская области);

- вступление в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим (города Москва и Санкт-Петербург, Амурская, Новосибирская, Сахалинская, Тульская области, республики Башкортостан, Крым, Татарстан);

- прекращение (утрата) гражданства Российской Федерации (республики Башкортостан, Дагестан, Крым, Татарстан, Чеченская, Ненецкий автономный округ, Новосибирская, Сахалинская, Тульская области);

- назначение (избрание) судьей (Республика Башкортостан);

- обнаружившаяся невозможность исполнения обязанностей по состоянию здоровья (Республика Башкортостан, Чеченская, Сахалинская область);

- признание недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (республики Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Крым, Татарстан, Сахалинская, Тульская области);

- постановка на учет в наркологическом или психоневрологическом диспансерах (республики Ингушетия, Крым);

- избрание в представители общественности в квалификационную коллегию судей другого уровня (Республика Ингушетия);

- приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (Сахалинская область);

- вступление в законную силу судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера (Сахалинская область, Чеченская Республика);

- установление недостоверности сведений, представленных кандидатом (Тульская область);

- наступление иных обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей представителя общественности (Республика Алтай).

В ходе мониторинга проведен анализ судебной практики по вопросу назначения представителей общественности, по результатам которого следует отметить ряд судебных актов.

1. Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно рассматривался вопрос о допустимости назначения депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представителями общественности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 5 ноября 2003 года № 411-О и № 412-О сформулировал правовую позицию, согласно которой квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, и формируются из судей и представителей общественности; включение в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности лиц, не выполняющих функции представителей органов государственной власти, в том числе законодательных, является одной из гарантий такой самостоятельности. Депутат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации как член данного органа наделен полномочиями по осуществлению государственной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, положения пункта 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ, устанавливающие требования к лицам, которые могут быть представителями общественности в квалификационных коллегиях судей, и исключающие из их числа адвокатов и нотариусов, не могут быть распространены на лиц, не являющихся представителями общественности, в частности на депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Отсутствие прямого упоминания депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в числе лиц, которые могут быть представителями общественности в квалификационных коллегиях судей, не означает возможность совмещения депутатом деятельности в качестве члена законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и участия в работе квалификационной коллегии судей в качестве представителя общественности – вне зависимости от того, осуществляет он свои депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе или нет.

2. Вопрос правомерности установления дополнительных, не предусмотренных федеральным законом требований к кандидатам на назначение представителями общественности был предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

Гражданин Н. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующими некоторых положений Закона Московской области от 23 июля 2002 года № 71/2002-ОЗ "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Московской области", ссылаясь на то, что они противоречат федеральному законодательству, нарушают право граждан, не являющихся членами трудовых коллективов и общественных объединений, быть избранными в квалификационную коллегию судей Московской области. Кроме того, по его мнению, положение названного Закона, согласно которому представители общественности назначаются Московской областной Думой по предложению трудовых коллективов и общественных организаций, противоречит статье 11 Федерального закона № 30-ФЗ, в которой понятие "представители общественности" означает "представителей общества", а не членов трудовых коллективов и общественных организаций.

Рассмотрев кассационную жалобу Н., Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии противоречия оспариваемых Н. норм федеральному законодательству и, помимо прочего, указал на следующее:

квалификационные коллегии формируются из представителей общественности, а не представителей общества – граждан, не являющихся членами общественных организаций, трудовых коллективов, учреждений, предприятий, организаций;

представителем общественности может быть лицо, которому общественность поручила (доверила) выражать свои интересы, а не гражданин, самостоятельно выдвинувший свою кандидатуру в члены квалификационной коллегии судей;

понятие "представитель общественности" используется в Федеральном законе № 30-ФЗ в значении "независимый от органов судебной власти представитель общества";

вывод о том, что любой гражданин Российской Федерации является представителем общественности и вправе выдвинуть свою кандидатуру в квалификационную коллегию судей Российской Федерации, ошибочен (определение от 14 апреля 2003 года № 4-Г03-10).

3. Верховным Судом Российской Федерации также рассматривался вопрос о правомерности установления субъектом Российской Федерации дополнительных ограничений в отношении представителей общественности.

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона Республики Тыва от 6 декабря 2002 года № 79 ВХ-1 "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Тыва", согласно которым представителями общественности в квалификационной коллегии судей не могут быть: лица, замещающие государственные или муниципальные должности государственной или муниципальной службы; адвокаты; лица, имеющие неснятую или не погашенную в установленном порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. В обоснование своих требований первый заместитель прокурора Республики Тыва, помимо прочего, указал, что указанными положениями расширен перечень лиц, которые не могут быть представителями общественности в квалификационной коллегии судей. Решением Верховного Суда Республики Тыва от 4 сентября 2003 года заявление прокурора было удовлетворено.

Рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Тыва Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27 ноября 2003 года № 92-Г03-11 указал: "оспоренные прокурором нормы, устанавливающие требования, предъявляемые к представителям общественности в квалификационной коллегии судей Республики Тыва, являются одним из условий формирования квалификационной коллегии судей, что отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы о том, что оспоренные прокурором нормы приняты во исполнение федерального закона и соответствуют ему, не могут служить основанием к отмене решения суда.".

В настоящее время указанный закон Республики Тыва приведен в соответствие с федеральным законодательством.

4. Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений закона Новосибирской области от 5 июля 2002 года "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Новосибирской области", которыми было установлено, что представителями общественности в квалификационной коллегии судей Новосибирской области не могут быть лица, замещающие государственные должности Новосибирской области и выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы Новосибирской области и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.

Кроме того, законом Новосибирской области были предусмотрены такие основания прекращения полномочий представителя общественности, как замещение государственной должности Новосибирской области или выборной муниципальной должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и замещение должности государственной гражданской службы Новосибирской области или муниципальной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.

Соглашаясь с мнением прокурора Новосибирской области, Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено лишь право устанавливать порядок назначения представителей общественности. Однако оспариваемым законом Новосибирской области установлены не только порядок назначения представителей общественности, но и условия, при которых лица, занимающие определенные должности, не могут быть представителями общественности в квалификационной коллегии судей.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что при воспроизведении положений Федерального закона № 30-ФЗ законодатель Новосибирской области необоснованно расширил круг лиц, которые могут быть представителями общественности, – это все лица, замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, кроме лиц, занимающих подобные должности Новосибирской области.

В настоящее время указанный закон Новосибирской области приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Состояние законодательства Вологодской области в сфере назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей

Закон области № 3479-ОЗ вступил в силу 24 ноября 2014 года. На протяжении действия закона области № 3479-ОЗ изменения в него не вносились.

Закон области № 3479-ОЗ закрепляет:

требования, предъявляемые к представителям общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области (далее также – представители общественности) (статья 1);

процедуру внесения в Законодательное Собрание области предложений по кандидатурам в представители общественности (статья 2);

порядок назначения Законодательным Собранием области представителей общественности (статья 3);

срок полномочий представителей общественности (статья 4);

перечень оснований досрочного прекращения полномочий представителя общественности и порядок принятия Законодательным Собранием области соответствующего постановления (статья 5).

По обращению постоянного комитета управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело повторную правовую экспертизу закона области № 3479-ОЗ, по результатам которой в экспертном заключении от 7 августа 2017 года № 35/02-4516 отмечено, что выявлено несоответствие данного нормативного правового акта федеральному законодательству: пункты 7 и 8 части 1 статьи 5 закона области № 3479-ОЗ, закрепляющие основания досрочного прекращения полномочий представителя общественности, противоречат части 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ. Кроме того, пункт 8 части 1 статьи 5 закона области № 3479-ОЗ в части нераскрытия понятия "систематичности" также содержит коррупциогенный фактор "широта дискреционных полномочий".

Рассмотрев указанное экспертное заключение, постоянный комитет отмечает, что 22 ноября 2017 года в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы внесен проект закона области "О внесении изменений в закон области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" (далее – законопроект), которым выявленные управлением Минюста несоответствие закона области № 3479-ОЗ федеральному законодательству и коррупциогенный фактор устраняются.

Прокуратура Вологодской области в связи с запросом постоянного комитета сообщила, что обращения, связанные с реализацией закона области № 3479-ОЗ, прокуратурой области не рассматривались, нарушений не выявлялось, иная информация о правоприменении отсутствует. Предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере законодательства не имеется (письмо от 10 августа 2017 года № 22-20-2017).

Информация о правоприменительной практике
закона области № 3479-ОЗ

Федеральным законом № 30-ФЗ предусмотрено, что представителями общественности могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.

Заместителем председателя квалификационной коллегии судей Вологодской области С.А. Кировым в ходе мониторинга правоприменения предложено предусмотреть в законе области № 3479-ОЗ предоставление при назначении представителя общественности сведений о привлечении кандидата к административной ответственности. Отсутствие таких сведений создает препятствия для выводов о соответствии кандидата требованиям, предусмотренным вышеуказанной федеральной нормой, а именно – несовершение гражданином порочащего его проступка.

Постоянный комитет отмечает, что данное предложение учтено законопроектом, внесенным 22 ноября 2017 года в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы.

Статьей 1 закона области № 3479-ОЗ, помимо вышеуказанных в Федеральном законе № 30-ФЗ требований к представителям общественности, установлены также дополнительные, а именно предусмотрено, что представителями общественности не могут быть лица:

1) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

2) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) имеющие или имевшие ранее судимость.

В ходе проведения мониторинга установлено, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27 ноября 2003 года № 92-Г03-11, установление требований, предъявляемых к представителям общественности в квалификационной коллегии судей, отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

Постоянный комитет отмечает, что в рамках рассмотрения законопроекта, внесенного 22 ноября 2017 года в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы, несоответствие указанной нормы областного закона № 3479-ОЗ федеральному законодательству устраняется.

Статьей 2 закона области № 3479-ОЗ предусмотрено, что кандидатуры в представители общественности рассматриваются Законодательным Собранием области по предложениям организаций, общественных объединений, профессиональных союзов (ассоциаций) или структурных подразделений указанных организаций, объединений, союзов (ассоциаций). Организация может выдвинуть только одного кандидата в представители общественности. Определен перечень документов, представляемый в Законодательное Собрание области при выдвижении кандидатов в представители общественности, а также срок их представления.

Согласно информации квалификационной коллегии судей Вологодской области от 16 августа 2017 года № 04-99/884, поступившей на запрос постоянного комитета, в действующий состав квалификационной коллегии судей Вологодской области представителями общественности назначены: Александрова Л.В. и Золотцев С.В. (менеджеры дирекции по правовым вопросам дивизиона "Северсталь Российская сталь"), Антонова Л.И. и Корепина А.В. (Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)).

Постоянный комитет отмечает, что все указанные представители общественности были назначены Законодательным Собранием области по предложениям разных организаций: ПАО "Северсталь", АО "Северсталь Менеджмент", Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Вологодского регионального отделения общественной организации "Союз женщин России". Таким образом, названные представители общественности назначены Законодательным Собранием области в соответствии с требованиями закона области № 3479-ОЗ.

Согласно части 2 статьи 4 закона области № 3479-ОЗ срок полномочий назначенных представителей общественности определяется сроком, на который формируется квалификационная коллегия, и заканчивается с истечением срока ее полномочий.

Квалификационной коллегией судей Вологодской области обращено внимание на то, что по мнению Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации срок полномочий представителей общественности должен начинаться с даты издания постановления об их назначении и заканчиваться по истечении календарного четырехлетнего срока, а не по истечении срока полномочий самой коллегии.

Постоянный комитет отмечает, что иное исчисление сроков полномочий представителей общественности, нежели установленное законом области № 3479-ОЗ, может повлечь неопределенность и несогласованность положений закона области № 3479-ОЗ, устанавливающих порядок назначения представителей общественности.

Вместе с тем, в целях устранения неоднозначного понимания исчисления срока полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей, а также учитывая различное правовое регулирование данного вопроса в субъектах Российской Федерации, постоянный комитет считает целесообразным рассмотреть возможность разработки соответствующего проекта федерального закона.

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека считает необходимым следующее.

1. Информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" принять к сведению.

2. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", предусматривающего устранение неоднозначного понимания исчисления срока полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей.

3. Внести на рассмотрение 18-й сессии Законодательного Собрания области проект закона области "О внесении изменений в закон области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" (внесен 22 ноября 2017 года в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы).



Возврат к списку

Рекомендовать материал