Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения
закона области от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ
"О добровольческой деятельности в Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ "О добровольческой деятельности в Вологодской области".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко

г. Вологда

13 декабря 2017 года

№ 579



Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 13.12.2017 № 579

Результаты
мониторинга правоприменения закона области
от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ
"О добровольческой деятельности в Вологодской области"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ "О добровольческой деятельности в Вологодской области" (с изменениями, внесенными законами области от 6 мая 2013 года № 3040-ОЗ, от 5 мая 2014 года № 3339-ОЗ, от 5 мая 2014 года № 3352-ОЗ, от 14 октября 2014 года № 3416-ОЗ, от 4 ноября 2014 года № 3448-ОЗ) (далее также - закон области, закон области № 2950-ОЗ, закон области "О добровольческой деятельности в Вологодской области").

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее - постоянный комитет);

правовое управление Законодательного Собрания области (далее - правовое управление).

Период проведения мониторинга - второе полугодие 2017 года.

Краткая характеристика предмета правого регулирования: законом области № 2950-ОЗ вводятся определения понятий: "доброволец", "добровольческая деятельность", "добровольческая организация"; определены цели и задачи, основные виды, принципы осуществления добровольческой деятельности; порядок организации и учета работы добровольца; права и обязанности добровольца; полномочия органов государственной власти области в сфере поддержки добровольческой деятельности; закреплены положения о финансовой поддержке добровольческих организаций; содержатся положения об организационной и информационной поддержке добровольческой деятельности.

Основание проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 21 июня 2017 года № 313.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 2950-ОЗ федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области № 2950-ОЗ планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 2950-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

II. Сведения о мероприятиях, проведенных постоянным комитетом
в процессе мониторинга

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением проведен анализ закона области № 2950-ОЗ на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы добровольческой деятельности.

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области – о практике применения и реализации на территории области вышеуказанного закона области, о проблемах, возникающих у органов исполнительной власти области при его реализации, о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации данного закона области; о количестве и содержании обращений добровольческих организаций, а также граждан, занимающихся добровольческой деятельностью, по вопросам разъяснения данного закона области, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании (если такие имеются); статистические данные за период действия закона области, характеризующие количество зарегистрированных, незарегистрированных добровольческих организаций, индивидуальных добровольцев, осуществляющих деятельность на территории области, благополучателей; о нормативном правовом регулировании порядка регистрации гражданина в качестве добровольца, выдачи "Личной книжки добровольца"; о формировании областного реестра добровольцев, базы вакансий для добровольцев; о категориях граждан, наиболее (наименее) вовлеченных в добровольческую деятельность (в том числе причины, способы решения проблемы); о наиболее предпочтительных видах добровольческой деятельности, о видах деятельности, в которых добровольчество проявляется в наименьшей степени (в том числе причины, способы исправления ситуации); о наиболее эффективных общественно значимых проектах в сфере добровольчества, лучших добровольческих практиках региона; о развитии инфраструктуры поддержки добровольчества в регионе: финансовая, организационная, информационная поддержка (статистические данные, практика применения, проблемы); о вопросах, связанных с социальной рекламой, популяризацией добровольчества в средствах массовой информации; о программах корпоративного добровольчества в области; о путях, способствующих переходу к системной работе по стимулированию молодежи к участию в добровольческой деятельности; о государственных гарантиях по социальной защите и страхованию добровольца при выполнении работы, оказании услуги; о вопросах, возникающих при реализации положений пункта 5 части 1 статьи 6 закона области (возмещение расходов, понесенных добровольцем в связи с осуществлением добровольческой деятельности); о практике подготовки и повышения профессиональных компетенций специалистов в сфере добровольческой деятельности; о практике продвижения культуры, ценностей добровольчества в системе образовательных организаций области, об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования в данной сфере;

в городские, районные муниципальные образования области – о степени развитости института добровольчества в муниципальном образовании (статистические данные о зарегистрированных, незарегистрированных добровольческих отрядах (объединениях), индивидуальных добровольцах, благополучателях; о добровольческих проектах и мероприятиях, проводимых на территории района); о категориях граждан, наиболее (наименее) вовлеченных в добровольческую деятельность на территории района; о наиболее (наименее) предпочтительных сферах добровольческой деятельности; о факторах, сдерживающих процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность на территории района; о факторах, способствующих развитию института добровольчества на территории муниципального образования; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования в данной сфере;

в прокуратуру Вологодской области – о количестве и сущности заявлений (жалоб), связанных с реализацией закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области", а также о результатах рассмотрения таких заявлений (жалоб); о количестве, видах нарушений добровольцами законодательства Российской Федерации во время выполнения работ, оказания услуг и принятых к нарушителям мерах; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Общественную палату Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области" (в случае наличия такой информации), а также об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в управление Минюста России по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области № 2950-ОЗ, о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в сфере добровольчества;

в Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – о проведении независимой научной экспертизы закона области № 2950-ОЗ, об имеющихся предложениях по совершенствованию законодательства в сфере добровольческой деятельности в Вологодской области;

в Молодежный парламент Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области", об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

уполномоченному по правам человека в Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области", об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в добровольческие организации – о трудностях, возникающих в ходе осуществления добровольческой деятельности, о степени оказания поддержки добровольческой деятельности со стороны государства; об имеющихся предложениях по совершенствованию законодательства в сфере добровольческой деятельности в Вологодской области.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 2950-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.

4. 26 октября 2017 года постоянным комитетом Законодательного Собрания области по социальной политике проведено расширенное заседание на тему "О реализации закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области". Проблемы, пути их решения".

III. Обобщение информации, полученной в результате мониторинга

1. Анализ федерального законодательства, регулирующего отношения, связанные с осуществлением добровольческой деятельности

Правовое регулирование отношений в области добровольческой деятельности в настоящее время на федеральном уровне осуществляется с применением следующих нормативных правовых актов:

1) Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которым регулируются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений;

2) Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", согласно которому содействие добровольческой деятельности является одной из целей благотворительной деятельности, а добровольцы определены как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Регламентированы правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности. Закреплено право органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации;

3) Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым, в частности, определены формы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и др.;

4) Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества;

5) Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1054-р, в которой даны рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества.

Специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности, не принято. В 2013 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен членами Совета Федерации А.А. Борисовым, Ю.Л. Воробьевым, В.В. Рязанским, депутатами Государственной Думы В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, В.М. Кононовым проект федерального закона № 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)", который до настоящего времени находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Также в 2016 году в Государственную Думу депутатом Государственной Думы ФС РФ М.А. Шингаркиным вносился проект федерального закона № 1043205-6 "О добровольчестве", но он был отклонен ГД ФС РФ (постановление от 18.01.2017 № 741-7ГД).

2. Анализ законодательства Вологодской области, регулирующего вопросы добровольческой деятельности

Учитывая актуальность законодательного регулирования вопросов добровольчества, Законодательным Собранием области был принят закон области от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ "О добровольческой деятельности в Вологодской области", вступивший в силу 23 января 2013 года.

С начала действия закона области № 2950-ОЗ и до настоящего времени в него законами области 5 раз вносились изменения.

Закон области № 2950-ОЗ состоит из 11 статей.

Нормами данного законодательного акта вводятся определения понятий "доброволец", "добровольческая деятельность", "добровольческая организация"; определены цели и задачи, основные виды, принципы осуществления добровольческой деятельности; порядок организации и учета работы добровольца; права и обязанности добровольца; полномочия органов государственной власти области в сфере поддержки добровольческой деятельности; закреплены положения о финансовой поддержке добровольческих организаций; содержатся положения об организационной и информационной поддержке добровольческой деятельности.

3. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности

По данным справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" по состоянию на июнь 2017 года, практически во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты (преимущественно программно-целевого характера), в рамках которых осуществляется поддержка добровольчества на региональном уровне.

В 5 субъектах Российской Федерации (включая Вологодскую область) приняты и действуют законы, направленные на регулирование отношений, связанных только с добровольческой деятельностью:

с 2012 года – закон Ростовской области от 27 июня 2012 года № 895-ЗС "О поддержке добровольческой деятельности в Ростовской области";

с 2013 годазакон Владимирской области от 14 февраля 2013 года № 21-ОЗ "О развитии добровольчества во Владимирской области"; закон Воронежской области от 11 марта 2013 года № 02-ОЗ "О добровольческой деятельности (волонтерстве)";

с 2014 года - закон Пермского края от 8 декабря 2014 года № 410-ПК "О развитии добровольчества (волонтерства) в Пермском крае".

В отдельных субъектах РФ (Республике Тыва, Алтайском, Краснодарском краях, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской, Ярославской областях) в региональные законы о благотворительной деятельности включены положения, предусматривающие правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности.

Проведя сравнительный анализ региональных законов (Владимирской, Ростовской, Воронежской областей и Пермского края), регулирующих отношения, связанные с осуществлением добровольческой деятельности, следует отметить ряд особенностей по следующим положениям.

1. Понятийный аппарат

В законе Вологодской области № 2950-ОЗ дается определение понятия "доброволец" аналогично тому, как оно определено в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Аналогичное определение понятия "добровольцы" содержится и в законе Ростовской области.

В Пермском крае под добровольцем (волонтером) понимается гражданин, безвозмездно реализующий свои права и ответственность члена общества, который одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего человеческого потенциала осуществляет в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных законом Пермской области.

В Воронежской области под добровольцем понимается физическое лицо, достигшее возраста 14 лет, осуществляющее добровольческую деятельность;

Во Владимирской области отсутствует определение указанного понятия.

В законе области № 2950-ОЗ раскрываются также определения понятий "добровольческая деятельность" и "добровольческая организация". В законах Воронежской области и Пермского края дается определение понятия "добровольческая деятельность", но в различном толковании.

В законах о добровольческой деятельности указанных регионов содержатся и иные определения понятий, например:

в Ростовской области"личная книжка волонтера", "инфраструктура поддержки добровольческой деятельности";

в Пермском крае"добровольчество", "добровольческая (волонтерская) акция", "организатор добровольческой (волонтерской) деятельности", "координатор добровольцев (волонтеров)", "добровольческая (волонтерская) программа", "поддержка добровольчества (волонтерства)", "получатель помощи добровольца (волонтера)", "информационная сеть добровольчества (волонтерства)".

2. Правовой статус добровольца

На основании статьи 4 закона области № 2950-ОЗ любое физическое лицо может осуществлять добровольческую деятельность на территории Вологодской области вне зависимости от того, зарегистрировано оно в качестве добровольца или нет. Регистрация в качестве добровольца осуществляется в порядке, установленном Правительством области. Уполномоченным Правительством области органом исполнительной государственной власти области добровольцу выдается "Личная книжка добровольца" в порядке, установленном Правительством области. Кроме того, установлено, что несовершеннолетние вправе осуществлять добровольческую деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При этом лица, не достигшие возраста 14 лет, могут участвовать в добровольческой деятельности с письменного согласия родителей (законных представителей) или в их сопровождении. Права и обязанности добровольца закреплены в статье 6 закона области № 2950-ОЗ.

В Воронежской области глава 2 закона от 11 марта 2013 года № 02-ОЗ "О добровольческой деятельности (волонтерстве)" посвящена правовому статусу добровольца. Регистрация в качестве добровольца осуществляется добровольцем самостоятельно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте уполномоченного органа. Зарегистрированный доброволец вправе на основании письменного заявления получить в уполномоченном органе сертификат - "Личную книжку" добровольца, подтверждающий статус добровольца.

В законах Ростовской и Владимирской областей положений о правовом статусе добровольца не содержится.

В Пермском крае предусматривается, что добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в виде индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы, добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

3. Порядок организации и учета работы добровольца

В статье 5 закона области № 2950-ОЗ закреплено, что в целях обеспечения возможности гражданину участвовать в добровольческой деятельности уполномоченным органом формируется база вакансий для добровольцев, сведения для формирования которой предоставляют учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, сферы государственной молодежной политики и другие организации, учреждения, предприятия области. База вакансий размещается на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для учета добровольческой деятельности служит "Личная книжка добровольца", форма которой утверждается Правительством области.

Аналогичный порядок организации работы предусмотрен и в Воронежской области.

В законе Ростовской области определено, что информация о добровольцах, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, и о гражданах, нуждающихся в труде добровольцев, размещается на сайте Правительства Ростовской области при наличии их согласия и с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

4. Виды (направления, формы) добровольческой деятельности

В статье 2 закона области № 2950-ОЗ определен 21 вид добровольческой деятельности, причем перечень не является закрытым.

В законе Воронежской области раскрываются как основные направления добровольческой деятельности, так и основные формы осуществления добровольческой деятельности. В частности, основными направлениями добровольческой деятельности являются:

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействие защите материнства, детства и отцовства и др.

При этом определено, что добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку политических партий, других общественных объединений, а также на продвижение товаров (работ, услуг).

Среди основных форм осуществления добровольческой деятельности, в частности, указываются:

1) социальное патронирование детских домов;

2) социальное патронирование пожилых людей;

3) участие в работе органов молодежного самоуправления;

4) помощь в социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме содержания в медицинских организациях;

5) экологические рейды;

6) содержание безнадзорных животных;

7) социальное краеведение;

8) трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

9) ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

10) социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) безвозмездное изготовление и распространение социальной рекламы и другие.

В Пермском крае установлены основные формы добровольческой (волонтерской) деятельности, частично сходные с основными направлениями добровольческой деятельности в Воронежской области.

В законах Ростовской и Владимирской областей не определены виды (формы, направления) добровольческой деятельности.

5. Формы государственной поддержки

Законом области № 2950-ОЗ предусматриваются 3 вида поддержки:

1) финансовая поддержка добровольческих организаций, которая осуществляется в соответствии с законом области от 18 октября 2013 года № 3184-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области";

2) организационная;

3) информационная.

Указанные формы поддержки определены и в законах Воронежской и Ростовской областей, при этом в Ростовской области дополнительно предусматривается консультационная поддержка, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Правительством Ростовской области.

В законах Владимирской области и Пермского края формы поддержки добровольческой деятельности не установлены, между тем содержатся положения о том, что реализация мероприятий поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности осуществляется в рамках государственных программ.

6. Поощрение добровольцев

Во Владимирской области предусмотрены следующие формы поощрения добровольцев:

1) учреждение премий;

2) награждение почетными грамотами и дипломами;

3) включение имен добровольцев в сборник "Лучшие добровольцы Владимирской области".

В Воронежской области предусматривается поощрение добровольцев наградами Воронежской области. В Пермском крае по представлению добровольческих (волонтерских) организаций исполнительный орган государственной власти Пермского края поощряет и награждает наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

4. Обзор судебной практики по объекту мониторинга

Изучив судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, правовое управление отмечает, что судебных актов об оспаривании соответствующих норм законов субъектов РФ не выявлено.

5. Информация о практике применения закона области "О добровольческой деятельности"

В соответствии со статьей 4 закона области № 2950-ОЗ Департамент внутренней политики Правительства области (далее также – Департамент) осуществляет координацию мероприятий в сфере добровольчества (п. 3.8.3. постановления Правительства области от 31 мая 2012 года № 570 "Об утверждении положения о Департаменте внутренней политики Правительства области" (с изменениями и дополнениями).

Статистические данные за период действия закона области,
характеризующие количество зарегистрированных, незарегистрированных
добровольческих организаций, индивидуальных добровольцев, осуществляющих деятельность на территории области, благополучателей

По данным Правительства Вологодской области со ссылкой на Министерство юстиции Российской Федерации, на территории Вологодской области по состоянию на 25 мая 2017 года зарегистрировано 1878 некоммерческих организаций, более половины из них - общественные объединения, из которых активно взаимодействуют с органами государственной власти области и проявляют себя порядка 200 организаций[1].

Вместе с тем органами государственной исполнительной власти области ведутся электронные базы данных незарегистрированных добровольческих отрядов области, ведется статистический учет добровольцев, принимающих участие в проектах и мероприятиях.

По информации Департамента внутренней политики Правительства области:

- количество добровольческих отрядов - 170 (2016 год - 160, 2015 год -154, 2014 - 150, 2013 год - 74, 2012 год - 59, 2011 год - 30);

- общая численность добровольцев по состоянию на 31 декабря 2016 года - 34 956 человек (2015 год - 37 248, 2014 год - 24 729);

- благополучателей добровольческих проектов в 2016 году - 298 722 человека (2015 год - 994 556 человек (в связи с празднованием 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годов сформирован корпус Волонтеров Победы), 2014 год - 24 729).

По данным Департамента социальной защиты населения области:

- количество добровольческих отрядов - 29;

- общая численность добровольцев по состоянию на 31 декабря 2016 года – 4 800 человек (2015 год – 4 200, 2014 год – 3 800, 2013 год – 3 500).

По данным Департамента образования области:

- количество добровольческих отрядов - 24 (на базе профессиональных образовательных организаций);

- общая численность добровольцев по состоянию на 1 мая 2017 года -более 900 человек.

Кроме этого, на базе общеобразовательных организаций области функционируют 397 общественных объединений обучающихся, порядок деятельности которых регулируется локальными актами образовательных организаций.

Департамент физической культуры и спорта области сообщает, что в апреле 2017 года сформирован отряд "Волонтеры ГТО" численностью 46 человек.

О категориях граждан, наиболее вовлеченных
в добровольческую деятельность, о наиболее
предпочтительных видах добровольческой деятельности

Основным участником добровольческого движения является молодежь. Вместе с тем в последние годы в реализацию социально значимых проектов активно вовлекаются: старшее поколение – "Серебряные волонтеры", семьи – "Семейное волонтерство", коллективы организаций и объединений – "Корпоративное волонтерство", профессиональные, узкопрофильные коллективы, к примеру, "Волонтеры-медики", "Волонтеры- парикмахеры".

Исходя из практики предоставления субсидий для НКО за последние 3 года, можно отметить следующие преимущественные виды услуг СО НКО Вологодской области:

- услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей;

- оказание помощи семьям в воспитании детей;

- услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;

- услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;

- услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;

- услуги в области физической культуры и массового спорта.

Кроме этого, среди молодежных добровольческих инициатив самыми распространенными являются:

- проекты в области патриотизма, экологии, антинаркотической пропаганды;

- оказание помощи органам УМВД России по Вологодской области по поиску пропавших людей;

- событийное волонтерство (участие в массовых мероприятиях).

А также направления, указанные в статье 2 закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области".

О развитии инфраструктуры поддержки добровольчества в регионе: финансовая, организационная, информационная поддержка

На территории Вологодской области действует Государственная программа "Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1102 (далее – Государственная программа).

Подпрограмма 1 "Молодежь Вологодчины" предусматривает предоставление финансовой, организационной, методической поддержки незарегистрированным добровольческим отрядам, отдельным волонтерам;

Подпрограмма 3 "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области на 2014-2020 годы" предусматривает предоставление финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств областного бюджета для финансирования реализации общественно полезных проектов.

За период 2013-2016 гг. в рамках реализации указанной Государственной программы Правительством области поддержано в общей сложности 298 проектов на сумму более 85 миллионов рублей (с учетом федерального софинансирования региональной программы из средств федерального бюджета по итогам конкурсов субсидий среди субъектов Российской Федерации, проводимых Минэкономразвития России):

в 2013 году поддержано в общей сложности 64 общественно полезных проекта на общую сумму 21 936,1 тыс. рублей;

в 2014 году поддержан в общей сложности 71 общественно полезный проект на общую сумму 23 657,1 тыс. рублей;

в 2015 году поддержано в общей сложности 93 общественно полезных проекта на общую сумму 24 735,0 тыс. рублей;

в 2016 году поддержано 70 общественно полезных проектов на сумму 14 850,0 тыс. рублей.

в 2017 году на предоставление субсидий в областном бюджете предусмотрена сумма в размере 12 082,7 тыс. рублей (конкурс проводится в настоящее время).

Если сопоставить денежные средства, предоставленные социально ориентированным некоммерческим организациям в 2014, 2015, 2016 годах (23 657,1 тыс. руб., 24 735,0 тыс. руб., 14 850,0 тыс. руб. соответственно), с количеством СО НКО - получателей финансовой поддержки (71, 93, 70), то средний размер субсидии для одной организации составляет 248 тыс. рублей.

Субсидии предоставляются Правительством области социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе по 14 приоритетным направлениям деятельности – в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, утвержденным постановлением Правительства области от 19 января 2015 года № 32.

С 2016 года Департаментом реализуются областной конкурс проектов физических лиц, конкурс добровольческих проектов. В 2017 году из областного бюджета на реализацию указанных проектов выделен 1 000 000 (один миллион) рублей. Общее количество заявленных проектов 158.

В январе 2017 года в рамках областной программы по развитию добровольчества Департаментом внутренней политики Правительства области с целью создания и формирования муниципальных волонтерских центров был запущен пилотный проект – конкурсный отбор на предоставление финансовой поддержки администрации муниципальных районов (городских округов) Вологодской области, учреждениям сферы молодежной политики муниципальных районов (городских округов) Вологодской области и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципальных районов (городских округов) Вологодской области, на софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по развитию добровольчества в Вологодской области в 2017 году. Всего на конкурс заявились 12 муниципальных районов (городских округов): Харовский, Великостюгский, Тотемский, Вологодский, Сокольский, Грязовецкий, Никольский, Вожегодский, Вытегорский, Белозерский районы, город Вологда и город Череповец.

Со стороны Департамента внутренней политики Правительства Вологодской области для СО НКО предоставляется консультационная и методическая поддержка по вопросам деятельности некоммерческих организаций, в том числе по участию в открытых конкурсах бюджетных и внебюджетных фондов за пределами области - осуществляется ежедневное индивидуальное консультирование представителей общественных объединений по вопросам деятельности СО НКО.

Ежедневно ведется активный мониторинг открытых источников информации о возможности участия представителей некоммерческих организаций Вологодской области в открытых конкурсах грантов различных уровней для финансирования реализации общественно полезных проектов СО НКО на территории региона. Осуществляется организационно-методическое сопровождение СО НКО по участию в конкурсах (в большинстве случаев).

Специалистами Департамента внутренней политики Правительства области на регулярной основе осуществляется взаимодействие с представителями институтов гражданского общества Вологодской области в различных формах (личные встречи, консультации по телефону, переписка по электронной почте, электронное взаимодействие в рамках предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий СО НКО). Организовано постоянное взаимодействие Правительства области, Общественной палаты области и некоммерческих организаций в том числе в части организации и проведения на территории области форумов федерального, окружного и областного уровня для гражданских активистов (так, на территории области проведены крупные форумы "Деревня - душа России" 10-11 марта 2016 года, "Сообщество" 28-29 июля 2016 года, областной Гражданский форум "Общественные советы и НКО: основа развития гражданского общества" 15-16 декабря 2016 года, 8 декабря 2014 года - III Гражданский Форум Вологодской области "Вологодская область - Душа Русского Севера. Патриотизм как основа общественного согласия", межрегиональный открытый слет волонтерского актива, образовательный форум "Достижение", слет волонтерских отрядов Вологодской области). Форумы являются открытыми дискуссионными площадками, объединяющими представителей СО НКО, экспертов Общественной палаты, представителей органов государственной власти и институтов гражданского общества, единичных добровольцев.

Кроме того, в рамках мероприятия 3.4 Государственной программы по подготовке работников СО НКО Департаментом внутренней политики Правительства Вологодской области ежегодно проводятся обучающие курсы для представителей СО НКО и семинары по вопросам деятельности НКО. Курс длится 36 часов и содержит юридические аспекты и нормативную правовую базу, на которой основывается деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, бухгалтерские основы сопровождения деятельности, основы проектной деятельности, особенности деятельности в сфере государственных закупок. Возможностью повысить свою квалификацию в 2015 и 2016 годах путем участия в семинарах воспользовались более 70 представителей СО НКО.

В рамках реализации мероприятия областной программы "Развитие добровольчества в Вологодской области" Департаментом постоянно проводятся обучающие семинары, вебинары, конференции, круглые столы.

Информация о деятельности организаций, мероприятиях, проектах и успешных практиках на территории области размещается Департаментом внутренней политики Правительства области на официальном сайте Правительства области, а также на портале единой автоматизированной информационной системы поддержки СО НКО Минэкономразвития России в кабинете субъекта Российской Федерации – в тесном взаимодействии с общественными организациями, направляющими информацию о реализуемых проектах и проводимых мероприятиях. Частота обращений со стороны организаций за данным видом поддержки зависит от состояния и сроков реализации общественно полезных проектов, календарных планов проведения мероприятий (в среднем рассматривается от 3 до 10 обращений в Департамент внутренней политики Правительства области в неделю с целью распространения информации о деятельности СО НКО на территории области).

Ежедневно информация о всех социально значимых проектах также размещается на областном молодежном портале upinfo.ru, а также в социальной сети "ВКонтакте".

Управление информационной политики Правительства области оказывает поддержку СМИ по освещению деятельности НКО на территории области. Данная поддержка предоставляется в двух формах:

1) информационное сопровождение мероприятий органов исполнительной государственной власти области с участием НКО (рассылка пресс-релизов, приглашение журналистов, самостоятельная организация съемок и подготовка материалов, в случае необходимости - организация брифингов и пресс-конференций);

2) поддержка на конкурсной основе проектов СМИ, направленных на освещение общественно значимых тем в соответствии с постановлением Правительства области от 17.12.2012 № 1469 "Об информационном обеспечении по вопросам, представляющим общественный интерес". Список тем утвержден распоряжением Губернатора области. Всего Экспертным советом к реализации утверждено 153 проекта от 53 СМИ.

О вопросах, связанных с социальной рекламой, популяризацией добровольчества в средствах массовой информации

В настоящее время основная информация по продвижению и популяризации добровольчества среди населения располагается в социальных сетях, в муниципальных районах пользуются популярностью местные подписные издания, в которых ведутся "странички", "разделы" о добровольцах села, района.

Информационная поддержка оказывается путем размещения информационных материалов о добровольческой деятельности на Молодежном портале upinfo.ru. Также ведется информационная кампания в социальной сети "Вконтакте": созданы и активно ведутся группы "Волонтеры Вологодской области" (около 1700 подписчиков) и "Волонтеры Победы Вологодской области" (около 800 подписчиков).

О программах корпоративного добровольчества в области

Представители компании "Северсталь" оказывают помощь в организации социозначимых мероприятий, подключаются к акциям помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках городского благотворительного марафона "Я помогаю детям" (город Череповец).

В г. Череповце на базе благотворительного фонда "Дорога к дому" организована работа Центра реализации добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Центр).

В рамках деятельности Центра реализованы следующие добровольческие проекты: "Эстафета доброго ремонта (проведение косметических ремонтов семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, добровольцами-работниками компании "Северсталь"), "Твори добро" (организация и проведение различных творческих мастер-классов и праздников для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, усилиями добровольцев), "Добрый парикмахер" (оказание детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, парикмахерских услуг на безвозмездной основе) и прочие.

О вопросах, возникающих при реализации положений пункта 5 части 1 статьи 6 закона области (возмещение расходов, понесенных добровольцем
в связи с осуществлением добровольческой деятельности)

Департаментом социальной защиты населения области в случае необходимости возмещения добровольцам расходов на транспорт, проживание, питание, командировки организациями привлекаются благотворительные средства.

Департамент внутренней политики Правительства области при организации и проведении массовых мероприятий с привлечением волонтеров оплачивает за счет областного бюджета питание, а также предоставляет имиджевую продукцию (футболки, бейсболки и др).

О практике подготовки и повышения профессиональной компетенции специалистов в сфере добровольческой деятельности

При разовом привлечении добровольцев к мероприятиям требования к волонтерам не применяются, по необходимости куратором проводится первичный инструктаж.

Условием допуска к работе в волонтерских отрядах является специальное обучение, участие в рабочих встречах, семинарах для добровольцев. В ходе обучения куратором ведется сбор необходимой информации о добровольцах. Определены районы, в которых работа по подготовке волонтеров организована более успешно: в Шекснинском районе школа "Юный волонтер"; в Сокольском районе программа по подготовке "Маяк"; в Вожегодском, Усть-Кубинском, Тотемском районах волонтеры проходят специальное обучение для предоставления услуги "Бабушка на час" (кратковременный присмотр за ребенком).

О практике продвижения культуры, ценностей добровольчества
в системе образовательных организаций области

Департаментом внутренней политики Правительства области проводятся образовательные семинары для руководителей волонтерских отрядов, председателей студенческих советов образовательных организаций. Основная цель семинаров - распространение идей добровольчества среди ровесников по принципу "равный - равному".

После курса семинаров участниками проводятся различные мероприятия, нацеленные на продвижение культуры и ценностей добровольчества среди обучающихся общеобразовательных организаций. Например, проводятся "Уроки добра", включающие в себя фото- и видеопрезентации о деятельности добровольческих объединений на территории области, а также проведение совместных добровольческих акций и мероприятий.

В настоящее время во всех учебных организациях высшего профессионального образования созданы волонтерские отряды, работают проектные социально направленные группы.

В 24 из 27 профессиональных организациях также созданы добровольческие отряды, объединения.

В общеобразовательных организациях работают волонтерские отряды, общественные объединения социальной направленности.

6. Информация о выявленных проблемах правового регулирования

1. Правительство области отмечает, что ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрены определенные требования к добровольцам, осуществляющим свою деятельность в детских учреждения.

2. Мэрия г. Череповца среди факторов, сдерживающих процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, называет следующее:

- отсутствие (недостаточность) материально-технического обеспечения добровольческой (волонтерской) деятельности;

- недостаточная информированность граждан о деятельности общественных организаций, занимающихся добровольческой деятельностью (невысокий уровень доверия к субъектам благотворительной и добровольческой деятельности со стороны общества связан с недостатком информации о деятельности таких организаций и доб­ровольцев, мотивации, целях и ее реальных результатах);

- разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность (это связано, в частности, с низким уровнем до­верия граждан к благотворительным организациям);

- низкий уровень мотивации добровольцев, многие ищут личную выгоду, проявляя себя в качестве волонтера;

- неправильное восприятие обществом понятия "волонтер".

3. Администрация Кадуйского муниципального района среди факторов, сдерживающих процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, указывает на недостаток оргтехники и других материальных ресурсов, а также ограниченность свободного времени у отдельных добровольцев.

4. Администрации города Вологды, Бабаевского муниципального района, муниципальное бюджетное учреждение "Молодежный центр ГОР. СОМ. 35" фактором, сдерживающим процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, называют занятость активных жителей города в проектах и программах другой направленности, школах, кружках, секциях.

5. Администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района указывает на недостаточную информированность населения в сфере добровольческой деятельности, отсутствие пропаганды добровольчества в образовательных организациях, учреждениях культуры и средствах массовой информации, а также на наличие у населения убеждения о возмездности любой деятельности. Отмечает, что в Кичменгско-Городецком муниципальном районе отсутствуют предприятия, готовые работать с добровольцами.

6. Администрация Харовского муниципального района среди факторов, сдерживающих процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, отмечает недостаточное распространение информации, популяризирующей волонтерство, а также недостаточно активную жизненную позицию потенциальных волонтеров.

7. Администрация Великоустюгского муниципального района указывает на отсутствие нормативной правовой базы и системы стимулирования и поощрения за ведение добровольческой деятельности при поступлении в вузы.

8. Администрация Шекснинского муниципального района среди факторов, сдерживающих процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, указывает на отсутствие специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками для развития добровольчества, недостаточную проработку нормативной правовой базы и отсутствие методического обеспечения в сфере добровольческой деятельности.

9. Администрация Вожегодского муниципального района факторами, сдерживающими процесс эффективного вовлечения граждан в добровольческую деятельность, называет отсутствие привычки к гражданской инициативе, а также низкий уровень вовлечения молодых людей в добровольческую деятельность.

10. Уполномоченный по правам человека в Вологодской области отмечает, что в настоящее время не реализована норма закона № 2950-ОЗ об определении порядка выдачи личных книжек добровольца; нормативный акт, регулирующий выдачу личных книжек добровольца, отсутствует.

11. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области указывает на то, что до настоящего времени Правительством области не приняты порядок регистрации в качестве добровольца и выдачи "Личной книжки добровольца", порядок организации и проведения конкурса на лучшую добровольческую организацию области и конкурса "Доброволец года" и форму "Личной книжки добровольца" (статьи 4, 5 и 9 закона области № 2950-ОЗ). Кроме того, Правительством области не определен орган исполнительной государственной власти Вологодской области, формирующий областной реестр добровольцев, базу вакансий для добровольцев, осуществляющий информационную поддержку добровольческой деятельности.

12. Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках проведения независимой научной экспертизы закона области № 2950-ОЗ пришел к следующим выводам:

1) закон области № 2950-ОЗ не содержит указания на сферу правового регулирования;

2) нарушены правила юридической техники (в статье 1 не пронумерованы пункты);

3) термины, применяемые законодателем в анализируемом законе области, не имеют иного законодательного определения, например: "растительный мир" (пункт 7 статьи 2), "социальное служение" (пункт 3 части 1 статьи 3);

4) Правительством области не сформирована и не размещена база вакансий для добровольцев (часть 2 статьи 5 закона области № 2950-ОЗ);

5) в статье 6 закона области № 2950-ОЗ "Права и обязанности добровольца" нельзя согласиться с установлением набора прав и обязанностей, так как исходя из понятия – это деятельность добровольная, поэтому право на выбор вида добровольческой деятельности звучит абсурдно, а вменение обязанностей вообще не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

В заключении также отмечается, что, по мнению руководителей добровольческих организаций, добровольческая деятельность затрудняется наличием следующих факторов: отсутствием связей и устойчивого сотрудничества между самими волонтерскими объединениями, невозможностью дальнейшего развития и расширения из-за финансовых ограничений, отсутствием грамотной работы в области информирования и привлечения молодежи к активной деятельности.

13. Благотворительный фонд "Дорога к дому" отмечает следующее:

- не исполнены нормы закона области № 2950-ОЗ о выдаче "Личной книжки добровольца", о формировании базы вакансий для добровольцев;

- в формулировках норм, содержащихся в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 3 закона области № 2950-ОЗ, смешиваются понятия трудовой и добровольческой деятельности;

- информационная поддержка добровольческой деятельности, указанная в статье 10 закона области № 2950-ОЗ, реализуется не в полном объеме;

- в мобильном приложении "Добрая душа" содержится недостаточно информации о возможностях участия добровольцев и организаторов мероприятий, нет широкой рекламы данного приложения для использования заинтересованными сторонами;

- мероприятия, проводимые в области с участием добровольцев с оказанием финансовой поддержки из областного бюджета, ограничиваются возрастом добровольцев (до 30 лет), что не дает возможности более зрелым добровольцам получать поддержку своих инициатив.

14. НП "Агентство городского развития" отмечает, что в настоящее время остро стоит вопрос по обеспечению помещениями социальных предпринимателей, которые берут на себя часть государственных функций, а также указывает на нехватку финансовых ресурсов для развития социального предпринимательства.

7. Информация о факторах, способствующих развитию
добровольческой деятельности в области, и предложениях,
направленных на совершенствование правового регулирования в сфере добровольческой деятельности

1. Правительство области, автономное учреждение Вологодской области "Областной центр молодежных и гражданских инициатив "Содружество" предлагают установить запрет на допуск лиц, имевших судимость и подвергавшихся уголовному преследованию, осуществлять добровольческую деятельность с участием несовершеннолетних.

2. Мэрия г. Череповца предлагает создать механизмы поддержки и стимулирования добровольческой деятельности на муниципальном уровне; повысить уровень информированности граждан о добровольческой деятельности, популяризировать добровольчество среди молодежи и студенчества; проводить мотивационные тренинги, семинары и сборы, в ходе которых повышается эффективность работы добровольческих организаций.

3. Администрация Кадуйского муниципального района предлагает повысить уровень информированности граждан о добровольческой деятельности в средствах массовой информации.

4. Администрация г. Вологды среди факторов, способствующих развитию института добровольчества, называет следующие: поддержка муниципальных, региональных, федеральных властей в сфере развития добровольчества; информационная поддержка добровольческих акций и инициатив; грантовые программы по развитию добровольчества на территории страны.

5. Администрация Бабаевского муниципального района предлагает поощрять активных лидеров волонтерских отрядов и общественных организаций благодарственными письмами и грамотами, поездками на областные слеты; освещать деятельность добровольческих организаций в средствах массовой информации.

6. Администрация Харовского муниципального района предлагает предпринимать меры для активной популяризации добровольчества.

7. Администрация Великоустюгского муниципального района указывает на необходимость установления Правительством области порядка регистрации в качестве добровольца и порядка получения "Личной книжки добровольца".

8. Администрация Шекснинского муниципального района указывает на необходимость создания системы мотивации и поощрения добровольчества, формирования механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе, оказания методической помощи органам местного самоуправления.

9. Администрация Вологодского муниципального района указывает на необходимость увеличения грантовой поддержки добровольческой деятельности.

10. Уполномоченный по правам человека в Вологодской области указывает на необходимость принятия нормативного акта, регулирующего выдачу "Личной книжки добровольца", т.к. наличие книжки добровольца является одной из эффективных мер поощрения, а также предлагает:

- дополнить закон области № 2950-ОЗ положениями, уточняющими полномочия добровольцев в части их допуска в учреждения социальной сферы (допуск в больницы, детские дома, дома престарелых, дома инвалидов и иные учреждения для осуществления добровольческой деятельности должен осуществляться по согласованию с руководством этих учреждений. При этом доброволец, допускаемый к осуществлению деятельности в указанных учреждениях, не должен иметь заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных соответствующим перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Доброволец, допускаемый к осуществлению деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, кроме того должен соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности в этих сферах статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации);

- дополнить закон области № 2950-ОЗ положениями, устанавливающими обязанность добровольца не нарушать права и законные интересы граждан и организаций, выполнять распоряжения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, отданные в соответствии с их компетенцией.

- установить законом области № 2950-ОЗ право добровольца на получение от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иного организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации соответственно государственных наград, наград субъекта Российской Федерации, ведомственных наград, подарков в натуральной форме, почетных грамот и благодарностей.

11. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области указывает на необходимость установления Правительством области:

- порядка регистрации в качестве добровольца (часть 2 статьи 4 закона области № 2950-ОЗ);

- формы"Личной книжки добровольца" и порядка ее выдачи (часть 2 статьи 4, часть 3 статьи 5 закона области № 2950-ОЗ);

- порядка организации и проведения конкурса на лучшую добровольческую организацию области и конкурса "Доброволец года" (статья 9 закона области № 2950-ОЗ).

Предлагается также Правительству области определить орган исполнительной государственной власти области, формирующий областной реестр добровольцев, базу вакансий для добровольцев, осуществляющий информационную поддержку добровольческой деятельности (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 10 закона области № 2950-ОЗ).

12. Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) предлагает:

- дополнить закон области № 2950-ОЗ нормой о том, что добровольческая деятельность не является предпринимательской;

- статью 1 закона области № 2950-ОЗ изложить в следующей редакции:

"Статья 1

Для целей настоящего закона области используются следующие основные понятия:

добровольческая деятельность (волонтерство) - деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, оказания иной поддержки. Добровольческая деятельность не является предпринимательской;

доброволец (волонтер) - физическое лицо, осуществляющее
добровольческую деятельность;

добровольческая организация (организация-волонтер) – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в сфере содействия добровольческой деятельности.";

- установить норму, допускающую возможность участия в добровольческой деятельности несовершеннолетних добровольцев с учетом положений статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. в свободное от учебы время, при соблюдении условия о сохранении и защите их физического и нравственного развития, ограничения подъема тяжестей, запрета на привлечение к указанной деятельности в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п., установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, а для лиц в возрасте до 16 лет предусмотреть возможность участия в добровольческой деятельности при наличии письменного согласия родителей или иных законных представителей;

- при участии несовершеннолетних граждан в добровольческой деятельности установить норму о необходимости соблюдения требования относительно "комендантского часа" в порядке, установленном законом области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области";

- в части 2 статьи 3 закона области № 2950-ОЗ среди задач добровольческой деятельности также указать "популяризация среди населения идей здорового образа жизни, формирование навыков здорового образа жизни у детей и подростков";

- в пункте 3 части 1 статьи 6 закона области № 2950-ОЗ указать, что доброволец вправе получать необходимое оборудование, а также материальные средства от организации, в которой осуществляет добровольческую деятельность, по договору с этой организацией.

Кроме того, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) считает целесообразным:

- принять федеральный закон "О добровольчестве (волонтерстве)", в котором закрепить равнозначность терминов "доброволец (волонтер)", "добровольческая (волонтерская) деятельность"; признать многообразие видов и форм добровольческой (волонтерской) деятельности, законодательно не ограничивать их перечень; узаконить статус "личной книжки волонтера"; закрепить порядок, требования и условия заключения гражданско-правового (безвозмездного) договора и внести соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ;

- включить в федеральные законы "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" новую организационно-правовую форму объединений – "добровольческая (волонтерская) организация".

13. Благотворительный фонд "Дорога к дому" предлагает следующее:

- расширить круг лиц, в отношении которых осуществляется развитие и поддержка инициатив, направленных на организацию добровольческого труда (пункт 6 части 2 статьи 3 закона области № 2950-ОЗ), не ограничиваясь только молодежью;

- доработать мобильное приложение "Добрая душа", сделав его более информативным, обеспечить рекламу данного приложения;

- запустить масштабную рекламу основных видов добровольческой деятельности, указанных в статье 2 закона области № 2950-ОЗ;

- для информирования о вакансиях и добровольцах использовать не только официальный сайт Правительства области, но и другие информационные ресурсы; более активно использовать федеральные платформы (www.добровольцыроссии.рф) для позиционирования добровольческой деятельности в регионе, учета труда добровольцев либо создать подобную платформу в Вологодской области.

14. НП "Агентство городского развития" предлагает:

- разработать единый механизм в части передачи помещений муниципального, регионального уровня в доверительное управление бизнесу;

- разработать совместные с банками или фондами микрофинансирования программы по предоставлению социальным предпринимателям кредитных продуктов до 3 млн. рублей на льготных условиях под 7-9 % годовых (это самый максимальный процент, который называли социальные предприниматели в ходе проведенного НП "Агентство городского развития" исследования).

Вышеуказанные предложения по совершенствованию закона области № 2950-ОЗ обсуждались на тематическом заседании постоянного комитета.

IV. Предложения по результатам проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет считает необходимым:

1) подготовить проект закона области, предусматривающий внесение изменений в закон области от 28 декабря 2012 года № 2950-ОЗ "О добровольческой деятельности в Вологодской области" в части дополнения закона области преамбулой, приведения норм закона области в соответствие с нормами федерального законодательства, отнесения к задачам добровольческой деятельности развития и поддержки инициатив, направленных на организацию добровольческого труда, введения нормы об обязанности добровольцев соблюдать права и законные интересы граждан и организаций при осуществлении добровольческой деятельности, введения нормы о поощрении за осуществление добровольческой деятельности;

2) рекомендовать Правительству Вологодской области:

- установить порядок регистрации в качестве добровольца (часть 2 статьи 4 закона области № 2950-ОЗ);

- установить порядок формирования областного реестра добровольцев, определить орган исполнительной государственной власти области, ответственный за формирование областного реестра добровольцев (часть 2 статьи 4 закона области № 2950-ОЗ);

- установить форму "Личной книжки добровольца" и порядок ее выдачи (часть 2 статьи 4, часть 3 статьи 5 закона области № 2950-ОЗ);

- сформировать базу вакансий для добровольцев, определить орган исполнительной государственной власти области, ответственный за формирование базы вакансий для добровольцев и размещение ее на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 2 статьи 5 закона области № 2950-ОЗ);

- установить меры информационной поддержки добровольческой деятельности, оказываемые органами исполнительной государственной власти области в рамках своих полномочий;

- в полной мере оказывать информационную поддержку добровольческой деятельности в соответствии с нормами статьи 10 закона области № 2950-ОЗ;

- рассмотреть вопрос о более активном оказании организационной поддержки добровольческой деятельности, а именно: содействие распространению информации о добровольчестве, включая лучшие практики добровольческой деятельности, в средствах массовой информации и через социальную рекламу (ролики в прайм-тайм, информация на баннерах, рекламных щитах и т.п.);

- Департаменту внутренней политики Правительства области выстроить систему взаимодействия с Управлением информационной политики Правительства области по вопросу о реализации положений статьи 10 закона области № 2950-ОЗ;

- Департаменту внутренней политики Правительства области совместно с Управлением информационной политики Правительства области разработать комплекс мероприятий по формированию и размещению на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о наиболее активных добровольцах Вологодской области;

- рассмотреть вопрос о приведении Положения о Департаменте внутренней политики Правительства области, утвержденного постановлением Правительства области 31 мая 2012 года № 570, в соответствие с нормами закона области "О добровольческой деятельности в Вологодской области", устанавливающими полномочия уполномоченного Правительством области органа исполнительной государственной власти области;

3) предложить областному межведомственному совету по организации добровольческой деятельности в Вологодской области включить в план работы координационного совета вопрос о создании органами исполнительной государственной власти области условий для развития добровольческой деятельности в области (бесплатное предоставление в пользование организационной техники, помещений, возможности совершать телефонные переговоры и тому подобное).



[1] По данным на 17 августа 2017 года на территории Вологодской области зарегистрировано 1800 некоммерческих организаций.


Возврат к списку

Рекомендовать материал